Территория Ханты-Мансийского автономного округа - Югры состоит из административно-территориальных единиц — районов и городов окружного значения.
В Югре расположены 22 муниципальных образования:
- 9 муниципальных районов с населением 386,7 тыс. человек, из них 256,5 тыс. человек (66,3%) городское население и 130,2 тыс. человек (33,7%) сельское;
- 13 городских округов с населением 1174,5 тыс. человек, из них 1174,3 тыс. человек (99,98%) городское население и 0,2 тыс. человек (0,02%) - сельское.
В состав округа входят: Белоярский, Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский районы и города окружного значения: Ханты-Мансийск, Когалым, Лангепас, Мегион, Нягань, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Урай, Югорск, Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут.
Задачей управления здравоохранением является наиболее эффективное достижение цели путем повышения качества лечебных, диагностических и профилактических мероприятий и рациональному использованию ресурсов здравоохранения.
Развитие системы здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предусматривает комплекс организационных, управленческих, финансово-экономических мероприятий:
1. направленных на решение задач:
· приоритетное развитие учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, усиление их профилактической направленности, повышение ответственности за здоровье постоянно обслуживаемого населения и усиление координирующей роли в оказании медицинской помощи на всех этапах;
· оптимизация объемов стационарной помощи за счет существенного укрепления амбулаторно-поликлинической помощи, сокращения необоснованных госпитализаций, интенсификации лечебно-диагностического процесса, дифференциации коечного фонда по степени интенсивности оказания стационарной помощи, развития стационарозамещающих технологий;
· повышение доступности качественной специализированной медицинской помощи для населения малых поселений (прежде всего сельского населения) на основе концентрации части этой помощи в более крупных подразделениях учреждений здравоохранения и формирования медицинских зон, оказывающих медицинскую помощь населению нескольких муниципалитетов.
· рост эффективности использования ресурсов здравоохранения во всех звеньях системы, использование возникающей экономии средств для повышения ресурсоемкости отдельных случаев лечения и качества медицинской помощи.
2. c соблюдением основных принципов:
· Дифференциация медицинских организаций и их подразделений по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса.
· Соответствие мощности и структуры сети учреждений здравоохранения доказательной (обоснованной) потребности в гарантируемой государством медицинской помощи. Эта потребность определяется с учетом численности и состава населения, показателей здоровья (прежде всего болезненности населения), показателей объемов медицинской помощи (посещения врача амбулаторного приема, койко-дни, вызовы скорой медицинской помощи), предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
· Постепенность и взаимообусловленность структурных преобразований. Рационализация сети медицинских организаций начинается с реорганизации первичной медицинской помощи. Преобразования в структуре должностей врачей-специалистов амбулаторного приема, в структуре коечного фонда и сети стационаров, а также в количестве бригад скорой медицинской помощи проводятся параллельно с мероприятиями, направленными на повышение эффективности первичной медико-санитарной помощи.
· Компромисс между эффективностью и физической доступностью медицинской помощи. План мероприятий обеспечивает согласование стремления граждан получать медицинскую помощь рядом с местом проживания с требованиями повышения качества оказываемой им помощи. С одной стороны, учитываются факторы доступности (расстояние между местом проживания и медицинской организацией, состояние дорог, развитие общественного транспорта и проч.), с другой - требования к техническому оснащению и уровню профессионализма работников для оказания специализированной помощи в соответствии с современными медицинскими стандартами. На местном уровне сохраняются подразделения, отвечающие требованиям мощности минимально допустимых функциональных блоков для оказания амбулаторной и стационарной помощи разных профилей. Оказание остальной необходимой специализированной помощи перемещается на более высокий уровень.
· Трехуровневое построение системы здравоохранения: районный (городской), межмуниципальный (зональный) и региональный. Расчетная мощность системы, необходимая для удовлетворения потребностей населения муниципального образования, распределяется между этими уровнями. Основная часть медицинской помощи оказывается на местном уровне, другая часть перемещается на зональный уровень - в учреждения, выполняющие функции межмуниципальных центров. Часть необходимой специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, оказывается на региональном уровне.
Планом развития системы здравоохранения ХМАО - Югры предусмотрено создание регионального фрагмента единой государственной информационной системы. Для внедрения этой системы в учреждения здравоохранения будет произведена поставка компьютерной техники и проведена работа по модернизации локально-вычислительных сетей, подключению к широкополосным канал связи доступа к сети интернет. Региональный фрагмент единой государственной информационной системы будет состоять из облачной медицинской информационной системы, действующей по модели SaaS, интегрированной с федеральным информационным ресурсом. Эта система будет внедрена во всех учреждениях здравоохранения автономного округа и включать в себя ряд модулей:
· Позволяющих формировать единую электронную медицинскую карту, которая будет доступна во всех учреждениях здравоохранения и на всех уровнях оказания медицинской помощи.
· Единого регионального регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения, паспорта системы здравоохранения и централизованного ведения бухгалтерского и административно-хозяйственного учета учреждений здравоохранения.
· Записи к врачу в электронном виде, включая выдачу направлений на прием врача-специалиста, диагностические исследования и госпитализацию, позволяющий осуществить диспетчеризацию потоков пациентов на окружном и федеральном уровне в рамках оказания высокотехнологической медицинской помощи.
· Передачи телемедицинских данных позволяющий осуществлять консультации пациентов со специализированными клиниками окружного и федерального уровня.
· Объединения имеющегося радиологического и лабораторного оборудования в единую базу, позволит сократить количество излишних лабораторных исследований, их дублирование и позволит осуществить полный переход на использование цифровых технологий при проведении радиологических и лабораторных исследований.
Интеграция с едиными федеральными нормативно-справочными ресурсами, позволит упорядочить работу с классификаторами и справочниками на территории автономного округа.
В результате укрупнения сети учреждений, реформирования системы управления, включающая ликвидацию органов управлений здравоохранения муниципальных образований, создание централизованных бухгалтерий, можно ожидать сокращение ежегодных расходов консолидированного бюджета, в том числе на содержание административно-управленческого персонала в сфере здравоохранения.
Реализация плана рационализации сети медицинских организаций позволит преодолеть сложившиеся структурные диспропорции в системе здравоохранения, расширить объем профилактической деятельности, повысить качество услуг, приблизить к населению качественную специализированную помощь, привнести вклад в улучшение показателей здоровья населения.
Этапность преобразований