ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2013 года N 212-п
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ" НА 2014 – 2020 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 3 октября 2013 года N 397-п
____________________________________________________________________
В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 2511-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", от 28 декабря 2012 года N 2599-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышении эффективности здравоохранения", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 июля 2012 года N 227-п "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в целях обеспечения доступности медицинской помощи и повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости, потребностям населения и передовым достижениям медицинской науки, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие здравоохранения" на 2014 – 2020 годы (далее – Программа).
2. Определить Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ответственным исполнителем Программы.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.Комарова
Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие здравоохранения" на 2014-2020 годы
(далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы - Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Программа разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 2511-р, утвердившего государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Программа определяет цели, задачи, направления и мероприятия развития здравоохранения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее – автономный округ), финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Ответственный исполнитель Программы | Департамент здравоохранения автономного округа |
Соисполнители Программы |
Департамент образования и молодёжной политики автономного округа; |
Департамент общественных связей автономного округа; |
Департамент физической культуры и спорта автономного округа; |
Департамент социального развития автономного округа; |
Подпрограммы Программы | 1. "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; |
Цель Программы | Повышение доступности медицинской помощи, эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых соответствуют уровню заболеваемости, потребностям населения и передовым достижениям медицинской науки. |
Задачи Программы | 1) обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; |
Целевые индикаторы и показатели Программы | Смертность от всех причин; |
Этапы и сроки реализации Программы | Программа реализуется в 2 этапа: |
Финансовое обеспечение Программы | Всего: 464 981 431,21 тыс. руб., из них: |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Снижение смертности от всех причин до 6,0 случаев на 1000 населения; |
Целью Программы является повышение доступности медицинской помощи, эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых соответствуют уровню заболеваемости, потребностям населения и передовым достижениям медицинской науки.
Достижение цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских технологий.
Таким образом, создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи населению с учетом демографической ситуации является приоритетным направлением политики автономного округа в сфере здравоохранения.
В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 - 2006 годах, в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 и N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" были обозначены пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения:
возрождение системы профилактики заболеваний;
формирование культуры здорового образа жизни;
создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей;
укрепление системы первичной медико-санитарной помощи;
обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.
Начиная с 2006 года в соответствии с приоритетным национальным проектом "Здоровье", целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)", региональной программы модернизации здравоохранения в систему здравоохранения автономного округа привлечены значительные инвестиции из средств бюджета Российской Федерации и автономного округа, которые позволили обновить материально-техническую базу медицинских учреждений, внедрить новейшие технологии профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.
В результате реализации указанных государственных инициатив по итогам 2012 года в регионе достигнуты следующие показатели:
численность населения автономного округа увеличилась с 2007 года на 57 000 человек (3,7%), за 2012 год на 22 825 человек, естественный прирост составил +11,3;
родились 27 686 детей, что на 8,5% больше, чем в 2011 году (25 335), показатель рождаемости вырос на 7,3% и составил 17,6 на 1000 населения;
показатель смертности населения снизился на 3,1% и составил 6,3 на 1000 населения, что в 2,1 раза ниже среднероссийского (13,5);
младенческая смертность на 1000 родившихся живыми в 2012 году снизилась на 9% по сравнению с 2011 годом и составила 4,7 на 1000 родившихся живыми;
не зарегистрировано случаев материнской смертности;
смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 1,9% и составила 287,7 на 100 тыс. населения;
ожидаемая продолжительность жизни составила 73 года.
Для улучшения основных показателей здоровья населения, повышения доступности и качества медицинской помощи, эффективного использования ресурсов отрасли в автономном округе с 2006 года проводится реформирование системы здравоохранения в части внедрения более совершенных форм финансирования, организации и управления, в том числе введены система зонирования медицинской помощи, новая форма оплаты труда.
Дальнейшее развитие отрасли здравоохранения будет строиться на системе мер, включающих в себя:
комплекс мероприятий, реализуемых государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями, по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у населения автономного округа;
повышение качества и доступности как первичной медико-санитарной помощи, так и специализированной медицинской помощи населению на основе применения современных технологий организации и оказания диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических услуг в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи;
дальнейшее развитие информационных и телекоммуникационных технологий системы здравоохранения автономного округа;
проведение эффективной кадровой политики;
совершенствование оплаты за оказание медицинских услуг населению в системе обязательного медицинского страхования, ориентированной на развитие наиболее эффективных и необходимых медицинских технологий, направленных на снижение смертности и инвалидности.
Несмотря на наличие в медицинских организациях современной материально-технической базы, внедренных передовых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, динамика показателей, характеризующих состояние здоровья населения, остается недостаточной. Причины этому:
низкая мотивация населения к ведению здорового образа жизни;
высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);
высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);
недостаточность условий для ведения здорового образа жизни (злоупотребление алкоголем и наркотиками, производство несоответствующих принципам здорового питания продуктов, низкий уровень физической активности);
несвоевременное обращение за медицинской помощью, как следствие - позднее выявление заболеваний, их запущенность и хронизация;
недостаточная профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;
несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;
необходимость дальнейшего внедрения и развития стационар- замещающих технологий;
несовершенство организации оказания медицинской помощи сельским жителям;
необходимость обеспечения этапности оказания медицинской помощи, обеспечивающей оптимальную маршрутизацию потока пациентов;
отсутствие единых подходов к оценке качества оказания медицинской помощи;
несовершенство системы медицинской реабилитации;
наличие кадрового дефицита по ряду медицинских специальностей;
необходимость совершенствования механизмов оплаты труда медицинских работников;
недостаточность условий для развития государственно-частного партнерства, необходимость демонополизации государственной системы оказания медицинских услуг населению.
Цель и задачи Программы приведены в паспорте Программы. Целевые показатели приведены в таблице 1.
Для достижения цели и решения задач Программы необходимо реализовать ряд мероприятий приведенных в таблице 2.
1. "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи";
2. "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации";
3. "Развитие государственно-частного партнерства";
4. "Охрана здоровья матери и ребенка";
5. "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям";