Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ ДО 2020 ГОДА И НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (с изменениями на: 21.03.2014) (утратило силу на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.10.2019 N 347-п)

8. Стратегические направления по сохранению и развитию культурного наследия Югры


Культурное наследие всегда является ресурсом стратегического значения, неизменно признаваемым мировым сообществом. Сохранить это наследие и передать его будущим поколениям - основа Стратегии на долгие годы. Особую значимость для развития культурного потенциала Югры имеет сохранение культур малочисленных коренных народов, формирование развернутой сети музеев и выставочных залов, их относительно равномерное размещение по территории автономного округа. Эти культурные институты имеют большое значение в сохранении культурно-исторической памяти жителей округа, повышении их образовательного и культурного уровня, развитии отечественного и иностранного туризма.

С целью развития музейного дела и удовлетворения потребности населения в предоставлении доступа к культурным ценностям необходимо:

создание концепции регионального музейного мира, включающего развитие музейных сетей, динамику социокультурной ситуации в регионе, перспективные тенденции его развития;

повышение статуса государственных музеев округа в результате наделения их функциями научно-методических, формирующих музейную политику в округе;

расширение спектра предлагаемых для туриндустрии музейных программ, повышение статуса и качества проведения традиционных праздников, реконструкция в музейном пространстве традиционных и утраченных ремесел;

организация реконструкции исторических событий, с привлечением широких слоев населения, как старшего возраста, так и молодежи;

налаживание партнерского сотрудничества музеев с другими учреждениями культуры и образования для создания совместных проектов и программ патриотической направленности;

использование всех возможностей автономного округа для включения в публичный оборот экспозиционных ресурсов региональных музеев за счет передачи в их оперативное управление, аренду или доверительное управление используемых не по назначению памятников истории и культуры, не загруженных площадей общественных и административных зданий, объектов индустриальной, торговой и транспортной инфраструктуры;

формирование сети музеев истории и культуры коренных народов Югры, районов автономного округа, сохраняющих память об их прошлом и настоящем, вкладе в становление и развитие экономики и культуры округа в прошлом;

развитие сети районных выставочных залов - центров художественного и культурного просвещения жителей, материальной базы, улучшающей доступ населения к музейным ценностям на основе сменных тематических выставок;

проведение протекционистской политики в отношении создания и функционирования негосударственных (частных) музеев - признанных хранителей и популяризаторов значительной части единого музейного фонда Российской Федерации;

планомерное (за счет региональных, муниципальных бюджетных средств и привлеченных источников) формирование музейных территорий нового типа для расширения экспозиционных и фондовых площадей, что позволит ввести в публичный оборот значительную часть культурных ценностей, пока недоступных жителям городов, отечественным и зарубежным туристам, обеспечить сохранность бесценных богатств, накопленных музеями за годы своей истории.

Модернизационное развитие общедоступных библиотек

Рост влияния социальных факторов на социальную сферу в перспективе должен привести к изменению модели общедоступной библиотеки: от гибридной (формируемой в процессе эволюции на базе традиционной библиотеки, которая совмещает признаки традиционной и электронной библиотеки, но не меняет идеологию: ограничения, правила, жесткая структура обслуживания для потребителей) на плюралистическую (девиз которой "библиотека - сердце гуманитарного общества", открытой демократической библиотеки, места коммуникаций, требующей перестройки идеологии, структуры, сознания сотрудников).

Новая модель изменит соотношение социальных функций библиотеки: приведет к усилению просветительских, социальных, коммуникативных функций, сокращению досуговых (в настоящее время общедоступные библиотеки дублируют функции культурно-досуговых учреждений) и мемориальных функций. В это же время плюралистическая библиотека, в первую очередь, будет решать задачу реализации конституционного права жителей региона на доступ к информации, что приведет к усилению информационной функции через предоставление услуг в электронном виде, обучение информационной грамотности.

Феномен "одомашнивания" повседневной культуры жителей региона требует принятия адекватных мер со стороны библиотек. Практическое воплощение новой модели общедоступных библиотек выводит на первый план поиск новых форм их социокультурного взаимодействия с обществом. Существенные изменения должны произойти в мышлении и профессиональном сознании сотрудников библиотек. Сотрудникам библиотек потребуется анализировать происходящие в социуме изменения, уметь выявлять общественные запросы и адаптироваться к ним. Вследствие организационно-структурных изменений в сети (децентрализации, сокращении числа сетевых единиц) необходимы перемены и в области внутриотраслевого и межотраслевого сетевого взаимодействия.

С целью модернизационного развития общедоступных библиотек Югры необходимо:

совершенствование научно-методического, организационного, финансового и правового обеспечения деятельности библиотек, содействие созданию единого информационного пространства, интеграции информационных ресурсов региона в общероссийскую информационную инфраструктуру;

развитие материально-технической базы библиотек;

расширение информатизации;

развитие традиционных и электронных информационных ресурсов, в частности, виртуальных библиотек;

внедрение инновационных форм электронного досуга населения;

повышение престижа чтения и его продвижение в местном сообществе;

обеспечение качества, доступности и полноты предоставления пользователям информации;

развитие инфраструктуры библиотечного дела, профессиональных коммуникаций, в том числе общероссийских и международных;

развитие коммуникативных функций, позволяющих жителям региона реализовывать свои базовые потребности (в познании, общении).

Сохранение памятников истории и культуры, исторического облика населенных пунктов Югры

Историко-культурное наследие - это особый и очень важный экономический ресурс региона, он может и должен стать основой развития сферы культуры и туризма на территории округа; одновременно он может стать одним из перспективных направлений развития местной экономики и стимулирования развития социальной инфраструктуры.