Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ ДО 2020 ГОДА И НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (с изменениями на: 21.03.2014) (утратило силу на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.10.2019 N 347-п)

11. Сценарии развития, источники и объемы финансирования культурного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


Основами законодательства Российской Федерации о культуре (принятые Верховным Советом Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1) определено, что "основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации является государственное финансирование". Стратегия предусматривает, что этот постулат государственной культурной политики сохранит свое действие на весь срок прогнозируемого периода. При этом объем государственного и муниципального финансирования будет оказывать решающее влияние на сценарии развития культурного комплекса - инерционный, инвестиционный и инновационный.

Инерционный сценарий

Данный сценарий развития предполагает движение по уже определившейся ранее траектории, сохранение сложившихся тенденций развития, условий и особенностей состояния отрасли и основан на достигнутых результатах социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в совокупности с протекающими в обществе социокультурными и демографическими процессами.

По инерционному варианту доля расходов на культуру и кинематографию в общем объеме бюджетных расходов продолжит снижаться с 2,6% в 2012 году до 2,4% в 2015 году, к 2020 году 2,2 - 2,3%, к 2030 году 2,0%. Последствиями такого варианта развития событий станет сокращение сети учреждений культуры, сокращение объемов их деятельности, дальнейшее отставание в темпах перехода к информационно-коммуникационным технологиям и внедрению инноваций, замедленная модернизация технической базы культуры, неизбежные утраты регионального культурного наследия.

Инвестиционный сценарий

Инвестиционный сценарий развития предполагает: включение имиджевых, значимых культурных проектов в инвестиционные проекты развития территорий, многоканальное финансирование культурных проектов, стабильные государственные инвестиции, в том числе через федеральные и региональные целевые программы, развитие грантовой поддержки в сфере культуры, развитие меценатства и спонсорства в культуре.

Для реализации такого варианта развития доля расходов на культуру в бюджете округа до 2014 года будет оставаться на уровне 2012 года - 2,6%, начиная с 2014 года, должна возрастать и составить в 2016 году более 3,0%, а в последующие годы стабилизироваться на уровне 3,2 - 3,5%. Такой вариант позволит сохранить темпы развития культурного комплекса автономного округа, достигнутые в 2010 - 2012 годах, и обеспечить воспроизводство его культурного потенциала. При этом сохранится неравномерность размещения учреждений культуры по территории округа, неравные условия доступа населения, и прежде всего детей и лиц пожилого возраста, к культурным благам. Роль Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в культурной жизни России существенно ослабнет.

Инновационный сценарий

Инновационный путь развития является альтернативным сценарием развития отрасли культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в основе которого лежат новейшие представления о путях развития отрасли культуры, творческий потенциал, современные модели управления отраслью и новые векторы развития.

Для реализации такого варианта развития доля расходов на культуру в бюджете округа, начиная с 2014 года, должна возрастать и составить в 2015 году более 3,2% и далее будет ежегодно возрастать на 0,1% от расходной части бюджета автономного округа.

Только в этом случае будет обеспечено развитие сети учреждений культуры в размерах, предусмотренных нормативами Стратегии, выполнено конституционное обязательство государства о выравнивании условий доступа к культурным благам для всего населения и удовлетворения его культурных запросов, кардинально решена проблема дефицита специалистов и творческих работников высокой квалификации, оплата труда этих специалистов будет установлена на уровне зарплаты их столичных и зарубежных коллег, осуществлена программа технического перевооружения отрасли и ее полная информатизация, завершена реконструкция и капитальный ремонт зданий и сооружений-долгостроев, реализован стратегический план реставрации объектов культурного наследия и достигнуты другие цели, предусмотренные в настоящей Стратегии.

Бюджет - не единственный источник доходов государственных и муниципальных учреждений культуры. Объем их доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в 2009 году составил 113085,0 тыс. рублей - в государственных учреждениях и 275863,8 тыс. рублей - в муниципальных учреждениях, в 2010 году в государственных учреждениях произошло увеличение доходов на 13,5%, что составило 130773,2 тыс. рублей, и в муниципальных учреждениях доходы увеличились на 18,8%, и составило 339652,1 тыс. рублей, в 2011 году в государственных учреждениях произошло снижение доходов на 31%, что составило 89059,8 тыс. рублей, и в муниципальных учреждениях доходы увеличились на 10,2%, что составило 378174,6 тыс. рублей.

Прогнозный объем доходов к 2015 году составит: в государственных учреждениях 100000,0 тыс. рублей и в муниципальных учреждениях 430000,0 тыс. рублей и будет ежегодно возрастать на 3 - 5%. Полученные средства будут направляться учреждениями на уставные цели и частично восполнять недостаток бюджетных ассигнований.