Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ ДО 2020 ГОДА И НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (с изменениями на: 21.03.2014) (утратило силу на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.10.2019 N 347-п)

13. Возможные риски при реализации Стратегии


Совокупность внешних и внутренних факторов определяет номинальный уровень конкурентоспособности культуры Югры.

Внешние риски (неуправляемые риски):

растущая нестабильность и неопределенность в мировой экономике, развитие второй волны глобального экономического кризиса, замедление темпов роста экономики региона и, как следствие, существенное сокращение объемов бюджетного финансирования отрасли, что повлечет пересмотр стратегических задач в сторону их сокращения или снижения ожидаемых эффектов от их решения;

изменение федерального законодательства, законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отрасли, длительность по формированию нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации Стратегии;

удорожание стоимости товаров (услуг), непрогнозируемые инфляционные процессы, что также может повлиять на сроки, объем и качество выполнения стратегической задачи по модернизации материально-технической базы учреждений культуры;

сокращение количества учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории автономного округа, что повлечет за собой сокращение контингента учащихся, отток талантливой молодежи в другие регионы с целью получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства. В результате обострится проблема кадров в школах искусств в части привлечения молодых специалистов.

Внутренние риски (управляемые риски):

нерациональное использование имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

дефицит квалифицированных кадров в отрасли для реализации задач Стратегии;

инертность мышления, недостаток компетентности административного состава учреждений культуры, учреждений образования в сфере культуры в вопросах стратегического планирования и тактики реализации стратегических задач;

размывание ответственности за использование ресурсов, принятие ключевых решений в определении путей и методов развития отрасли.

Обобщенные данные о сильных и слабых сторонах культуры региона приведены в Таблице 1.

Таблица 1. SWOT-анализ конкурентоспособности культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Сильные стороны

Слабые стороны

Значимый культурный потенциал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: наличие обширной многопрофильной сети учреждений культуры и искусства; наличие объектов культуры национального и мирового значения; квалифицированные трудовые ресурсы, занятые в отрасли. Наличие технических средств информатизации отрасли: электронные каталоги библиотечных, музейных и архивных фондов; наличие выхода в интернет-пространство. Наличие уникальных коллекций и собраний в музеях и библиотеках Югры. Внимание органов государственной власти автономного округа к регулированию культуры

Предоставление услуг в отрасли осуществляется в условиях недостаточной инфраструктурной обеспеченности: отставание региона по обеспеченности отдельными видами учреждений культуры от других регионов РФ. Резкие диспропорции в размещении объектов культуры по территории автономного округа. Плохое техническое состояние имущественного комплекса отрасли: высокая изношенность основных фондов и оборудования, парка музыкальных инструментов; несоответствие материально-технической базы многих учреждений культуры современным техническим требованиям и современным стандартам качественного обслуживания населения. Низкий уровень оцифровки фондовых коллекций и их недоступность в виртуальном пространстве.

Отсутствие кадрового резерва управленческих кадров отрасли. Несовершенство правовой базы защиты и сохранения объектов культурного наследия. Недостаточный уровень инвестиций в развитие культуры региона

Возможности

Угрозы

Формирование полноценной инфраструктуры культурного комплекса Югры: модернизация имущественного комплекса отрасли - строительство и реконструкция зданий и объектов учреждений культуры и искусства; оснащение учреждений культуры специальным оборудованием и информационно-коммуникационными технологиями, с учетом современных требований к технике и технологиям. Переход к нормативному планированию расходов на отрасль. Создание сводных электронных каталогов фондов и реестров культурного наследия Югры.

Снижение культурного уровня населения, его творческой активности, утрата духовных ценностей и рост социального напряжения. Снижение посещаемости учреждений культуры и искусства, угроза прекращения эксплуатации объектов культуры, утрата памятников истории и культуры как объектов культурного наследия региона. Утрата самоценности, самобытности и уникальности культуры региона в национальном и международном масштабах. Снижение инновационного потенциала культурного развития. Замедление развития креативной среды культуры Югры

Обеспечение приоритетного развития сети музеев, выставочных залов, расширение экспозиционных площадей и хранилищ. Актуализация фондов библиотек, их ежегодное обновление в соответствии с нормативом. Создание системы поддержки независимого сектора культурного комплекса Югры. Создание региональной системы правовой, экономической и информационной поддержки культуры Югры