При разработке Стратегии учитывалось, что определяющее влияние на развитие сферы культуры в Югре в ближайшие годы окажет вхождение округа в период постиндустриального развития в условиях 2 цивилизационных трендов - глобализации и формирования информационного общества. Важнейшей особенностью предлагаемой Стратегии является ее нацеленность на реформирование сферы культуры в направлении мировой тенденции информационного развития, связанного как со структурными сдвигами в производстве товаров и услуг, так и с соответствующими изменениями в стратегических установках общества в отношении повышения значимости интеллектуального труда, ценности образования и престижности культурного развития человека.
Цель развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года на период до 2030 года - развитие и реализация культурного и духовного потенциала населения как основы целостности, устойчивого и динамичного развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Тема сохранения уникального культурного наследия, целостной региональной среды в единстве ее природного и культурного ландшафта - приоритетные направления культурной политики до 2020 года на период до 2030 года.
В качестве основных задач развития культуры в Стратегии признаны:
1. Совершенствование системы управления культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре:
1.1. Безусловное проведение в жизнь принимаемых федеральными, региональными и местными органами представительной власти решений, нормативных и иных правовых актов, касающихся развития культуры и искусства, поддержки всех направлений развития отрасли.
1.2. Усиление социальной направленности культурной политики в Югре.
1.3. Создание региональной интегрированной информационной среды для принятия управленческих решений (аналитика, планирование, статистика), организация ее взаимодействия с информационными системами на всех уровнях управления в отрасли.
1.4. Развитие самостоятельности и инициативы муниципальных образований автономного округа в вопросах культурного развития территории.
1.5. Развитие программно-целевого финансирования на региональном и муниципальном уровнях.
1.6. Организация систематического изучения независимого сектора, его влияния на культурное, социальное и пространственное развитие региона, разработка системы статистических показателей, отражающих состояние креативного сектора экономики автономного округа и методики его "картирования" с опорой на международный опыт.
1.7. Формирование корпуса современных менеджеров - руководителей учреждений культуры и творческих коллективов, способных обеспечить высокое качество услуг и культурных проектов.
1.8. Разработка и внедрение механизмов по расширению участия общественности в управлении культурным процессом.
1.9. Проведение мониторинга и исследований в отрасли, выработка рекомендаций по инструментам экономического стимулирования и государственных гарантий в культуре, формированию благоприятного инвестиционного климата.
2. Переход от "охранительной" концепции к концепции "устойчивого развития территории", в соответствии с которой наследие рассматривается как "ресурсный источник":
2.1. Укрепление материально-технической базы учреждений культуры.
2.2. Выявление роли и места историко-культурного, этнокультурного и природного наследия в региональном социокультурном пространстве.
2.3. Создание комфортной культурной среды региона для формирования гражданской активности.
2.4. Создание Дома новой культуры или ДНК-центра с целью распространения знаний и передовых технологий в отрасли культуры, а также создание среды, благоприятной для творчества и самореализации жителей Югры.
2.5. Охрана, эффективное использование и популяризация памятников истории и культуры, сохранение традиционной народной культуры как основы самобытности Югры, своеобразия городских округов и муниципальных районов автономного округа.
3. Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации, сохранение традиционной народной культуры как основы самобытности Югры, создание благоприятных условий для широкого доступа граждан к информации и знаниям:
3.1. Обеспечение государственной поддержки учреждений и организаций культуры и искусства, а также творческих деятелей.
3.2. Модернизация культуры на основе продвижения информационных технологий, открывающих доступ к ценностям культуры для жителей малых городов и сельской местности.
3.3. Развитие информационных ресурсов учреждений культуры и их интеграция в общероссийские и мировые базы данных.
3.4. Освоение передового опыта продвижения культурного продукта и платных услуг.
3.5. Развитие дистанционных форм обслуживания населения Югры, диверсификация каналов приобщения населения к культурным ценностям на основе внедрения современных видов электронно-коммуникационных технологий.
4. Создание условий для наиболее полного раскрытия интеллектуальных и творческих способностей человека, ориентация культурных институтов, личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию отрасли:
4.1. Сохранение и развитие непрерывной системы художественного образования.