Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ ДО 2020 ГОДА И НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (с изменениями на: 21.03.2014) (утратило силу на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.10.2019 N 347-п)

3. Стратегические направления по сохранению и развитию единого культурного пространства Югры

Территориальная доступность

Международный опыт свидетельствует, что существенное влияние на качество жизни населения оказывает степень развитости инфраструктуры культурных институтов, их доступность, объем и разнообразие предлагаемых населению услуг. Недостаточная научная обоснованность предпринимавшихся в прошлые годы в этих направлениях мер, ограниченность финансовых ресурсов привели к накоплению серьезных проблем. Наиболее острая среди них - состояние культурного обслуживания населения Югры (и прежде всего детей школьного возраста) по месту жительства.

Стратегическая установка состоит в том, чтобы к 2020 году сохранить в городских округах и особенно в муниципальных районах автономного округа существующее количество учреждений культуры, кинематографии, учреждений образования в сфере культуры, модернизируя имущественный комплекс, в том числе посредством использования высвобождающихся площадей, первых этажей строящихся жилых зданий, других возможностей, а также инвестиционных ресурсов муниципалитетов и бизнес-структур.

В настоящее время строительство обособленных зданий для каждого отдельного объекта культуры экономически не оправдано.

Более перспективными направлениями по обеспечению территориальной доступности услуг культуры для населения Югры являются следующие стратегические установки:

на переход к сооружению в новых жилых районах многофункциональных культурных центров - модульных зданий учреждений культуры различной конфигурации с помещениями, позволяющими оказывать населению разнопрофильные культурные услуги: информационные, образовательные, библиотечные, музейные, досуговые и другие;

на последовательную диверсификацию функций действующих учреждений культуры, кинематографии, учреждений образования в сфере культуры, направленных на удовлетворение разнообразных интересов и потребностей жителей региона;

на модификацию структур учреждений культуры - создание на их базе культурных образований нового типа: интеллект-центров, центров поддержки творческих инициатив, креатив-центров, инкубаторов творческих индустрий, молодежных клубов, домов ремесел, фольклорных объединений и других новообразований.

Реальная потребность в создании (строительстве) новых учреждений культуры может быть определена в результате анализа итогов паспортизации объектов культурного комплекса автономного округа.

Что касается уникальных учреждений, то оценить реальную потребность в них на длительную перспективу не представляется возможным. Лишь жизнь может ответить на вопрос, когда появится талантливый лидер, способный сплотить вокруг себя талантливых исполнителей своего творческого замысла, или даритель, по крупицам собирающий уникальную коллекцию и передающий ее затем для публичного показа. Потребность в учреждениях такого рода в обществе есть всегда, и задача власти - лишь по мере необходимости создавать условия для ее удовлетворения.

Информационно-технологическая доступность

Переход к постиндустриальному развитию и формированию общества знаний вызывает необходимость внесения принципиальных изменений в культурную политику. Ее стратегическим направлением в ближайшие годы должно стать создание условий для самообразования, креативной деятельности различных категорий населения, развития инновационных культурных программ, информационного обеспечения художественно-творческой деятельности. Путь к этому - создание единого информационного пространства с целью обеспечения доступа каждого жителя автономного округа к максимально полному комплексу культурных услуг на базе мощных компьютерных информационных систем в области библиотечного и музейного дела, публичного представления движимого и недвижимого культурного наследия, исполнительских искусств. Системы должны быть построены таким образом, чтобы раскрывать и предоставлять пользователям как традиционные, так и электронные ресурсы всех производителей и хранителей культурных ценностей регионального ведения во взаимодействии с федеральными и другими культурными институтами различных ведомств, а также путем доступа к отечественным и мировым ресурсам.

Для расширения доступа населения к культурным ценностям необходимо:

завершить оснащение учреждений культуры информационно-коммуникационными технологиями, которые обеспечат оперативное выполнение запросов как массового, так и специального характера, получение справок по любым аналитическим и фактографическим вопросам;

создать в библиотеках, музеях, других хранилищах информации автоматизированные рабочие места в количестве, достаточном для полного удовлетворения потребностей персонала и посетителей этих учреждений, обеспечить беспрепятственный доступ потребителей в режиме он-лайн к полнотекстовым данным, необходимым для удовлетворения их научных, познавательных и художественных потребностей;

продолжить ретроконверсию карточных каталогов и других документов в электронный формат. Создать в последующие годы на этой основе электронные каталоги музейных и библиотечных фондов, реестры культурного наследия Югры, как региональной части каталогов и государственного реестра культурного наследия Российской Федерации;

завершить к 2020 году оцифровку фондов коллекций и паспортной документации объектов культурного наследия с тем, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ потребителей в режиме он-лайн к полнотекстовым данным, необходимым для удовлетворения их научных, познавательных и художественных потребностей.

Инновационная политика культурного обслуживания населения должна быть обеспечена многоуровневой системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений культуры в области информатики на базе не только существующих в автономном округе, но и сторонних федеральных и региональных высших учебных заведений, ведущих научных центров и учреждений культуры.

Ценовая доступность культурных благ

В реализации конституционного положения о доступности для населения культурных ценностей важное место занимает ценовая политика органов власти и самих организаций культуры. В условиях дальнейшего развития рыночных отношений, начавшейся реструктуризации бюджетного сектора нельзя допустить неоправданного роста цен на услуги культуры, роста, превышающего реальные возможности населения, замены бесплатных форм культурного обслуживания на платные, отмены социальных преференций для детей, граждан из малообеспеченных семей и лиц с ограниченными физическими возможностями.

Приоритетными направлениями при этом остаются бесплатное пользование услугами библиотек для всех граждан, бесплатное посещение всех видов учреждений культуры для детей-сирот, детей-инвалидов, граждан, находящихся в домах-интернатах для инвалидов и престарелых, ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.