Настоящая Программа разработана агентством по занятости населения Астраханской области в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1146 "О предоставлении и распределении в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Ежегодно в органы службы занятости населения Астраханской области в поиске работы обращаются до 2,0 тыс. граждан с ограниченной трудоспособностью, в числе безработных около 100 многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов. При содействии органов службы занятости ежегодно находят работу (доходное занятие) более 30 тыс. граждан, из них 0,6-0,8 тыс. человек, имеющих ограничения к трудовой деятельности. Уровень трудоустройства этой категории населения ниже, чем уровень трудоустройства всех категорий ищущих работу в среднем по области.
Финансовый кризис оказал негативное влияние на ситуацию на рынке труда, которая характеризовалась ростом общей и регистрируемой безработицы. В 2012 году сохраняются основные проблемы рынка труда Астраханской области:
неравномерность социально-экономического развития областного центра и муниципальных районов области;
низкая трудовая мобильность населения, ограниченная возможностями проживания в другой местности;
сезонный характер работ в муниципальных районах области, в основном связанных с выращиванием и переработкой сельскохозяйственной продукции, рыбодобычей и рыбообработкой.
Существует территориальный и профессионально-квалификационный дисбаланс рынка труда, нестабильная финансово-экономическая ситуация на отдельных предприятиях и в организациях. В таких условиях, а также при высвобождении значительного числа квалифицированных работников и возросшей конкуренции на рынке труда проблема трудоустройства категорий населения, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, обостряется.
По сравнению с гражданами, не имеющими ограничений к трудовой деятельности, трудоустройство инвалидов осложнено тем, что для осуществления трудовых функций требуется организация работодателями специально оборудованных рабочих мест, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, техническое и организационное оснащение, дополнительное оснащение рабочего места и обеспечение техническими приспособлениями с учетом имеющихся показаний к трудовой деятельности и индивидуальных возможностей инвалида. Но многие работодатели, способные принять на работу инвалида, особенно в сфере малого предпринимательства, не имеют средств на создание рабочих мест для инвалидов и испытывают потребность в инвестициях на оборудование (оснащение) рабочих мест.
В соответствии с отраслевой целевой программой "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2011 год" было трудоустроено на организованные рабочие места 218 человек из числа незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные для них рабочие места. В 2011 году закончилось ее действие. С целью обеспечения занятости инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей необходимо продолжение реализации данного мероприятия в последующие годы.
Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места предполагает осуществление комплекса мероприятий, реализуемых программными методами, увязанных по срокам, источникам финансирования, требующих координации деятельности всех основных исполнителей Программы.
Цели и задачи Программы соответствуют приоритетам социально-экономической политики и задачам социально-экономического развития Астраханской области, направленным на повышение уровня и роста благосостояния граждан, а также приоритетным направлениям Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года в области развития рынка труда.