ПРАВИТЕЛЬСТВО КАМЧАТСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 февраля 2012 года N 92-П
О долгосрочной краевой целевой программе "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Камчатском крае на 2012 - 2015 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу с 24 февраля 2014 года на основании
постановления Правительства Камчатского края
от 7 февраля 2014 года N 70-П
____________________________________________________________________
{Изменения:
Постановление Правительства Камчатского края от 16.05.2013 N 197-П
Постановление Правительства Камчатского края от 09.07.2013 N 297-П
Постановление Правительства Камчатского края от 16.10.2013 N 450-П}
В целях реализации Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 29.03.2011 N Пр-781, постановлением Правительства Камчатского края от 23.09.2008 N 281-П "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации и порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ", распоряжением Правительства Камчатского края от 07.11.2011 N 525-РП
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную краевую целевую программу "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Камчатском крае на 2012 - 2015 годы" (далее – Программа) согласно приложению.
2. Ответственность за реализацию Программы возложить на Министра природных ресурсов и экологии Камчатского края, в части предусмотренного краевым бюджетом финансирования, на Министра финансов Камчатского края.
3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2012.
ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ
В.И. ИЛЮХИН
Правительства Камчатского края
от 06.02.2012 N 92-П
Долгосрочная краевая целевая программа
"Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Камчатском крае на 2012-2015 годы"
г. Петропавловск-Камчатский 2012 год
Содержание
Паспорт долгосрочной краевой целевой программы "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Камчатском крае на 2012 - 2015 годы" (далее - Программа) | 2 | |
1. | Технико-экономическое обоснование Программы | 5 |
2. | Цель, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение | 9 |
3. | Субсидии местным бюджетам | 9 |
4. | Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы и критерии оценки эффективности ее реализации | 11 |
5. | Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий | 12 |
Приложение 1 | 13 | |
Приложение 2 | 16 | |
Приложение 3 | 17 | |
Приложение 4 | 18 |
Паспорт
долгосрочной краевой целевой программы
"Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Камчатском крае на 2012 - 2015 годы"
(далее - Программа)
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Камчатского края от 07.11.2011 N 525-РП |
Государственный заказчик Программы | Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
Разработчик Программы | Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
Главный распорядит ель средств Программы | Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
Цель Программы | Обеспечение экологически безопасного размещения и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов (далее - ТБО), улучшение качества окружающей среды на территориях муниципальных образований в Камчатском крае |
Задачи Программы | Создание единой информационной среды в сфере обращения с ТБО в Камчатском крае; |
Основные мероприятия Программы | Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий, обеспечивающих решение поставленных задач: |
Сроки и этапы реализации Программы | 2012-2015 годы. |
Объемы и источники финансирования Программы (в ценах соответствующих лет) | Общий объем финансирования Программы составляет 267562,19 тыс. рублей, в том числе за счет средств: |
Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы | Реализация мероприятий Программы позволит: |
Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий | Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края |
(паспорт в редакции постановления Правительства Камчатского края от 16.05.2013 N 197-П)
(паспорт в редакции постановления Правительства Камчатского края от 16.10.2013 N 450-П)
1. Технико-экономическое обоснование Программы
По данным Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю, за 2010 год на предприятиях и учреждениях края образовалось 436,9 тыс. тонн отходов, что на 90,9 тыс. тонн меньше, чем в 2009 году. Уменьшение объемов образования отходов произошло за счет снижения образования отходов IV класса опасности (отходы, образующиеся при добыче рудных полезных ископаемых) по причине снижения объемов добычи полезных ископаемых горнорудными предприятиями, а также за счет снижения образования золошлаков в результате перевода ряда котельных г. Петропавловска- Камчатского с твердого топлива на жидкое.
Сравнительная информация по объемам образования отходов в Камчатском крае за период 2005-2010 гг., с разбивкой по классам опасности, представлена в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительная информация по объемам образования отходов в Камчатском крае, с разбивкой по классам опасности, за период 2005-2010 гг.
тыс. тонн
Период | Всего | В том числе по классам опасности отходов для окружающей среды | ||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | ||
2005 | 546,038 | 0,008 | 0,03 | 12,8 | 92,7 | 440,5 |
2006 | 687,6 | 0,005 | 0,03 | 9,6 | 204,0 | 474,0 |
2007 | 651,7 | 0,004 | 0,03 | 7,5 | 493,2 | 149,2 |
2008 | 460,3 | 0,005 | 0,04 | 7,5 | 215,3 | 237,5 |
2009 | 527,8 | 0,003 | 0,03 | 9,3 | 309,6 | 208,9 |
2010 | 436,9 | 0,005 | 0,04 | 9,1 | 214,8 | 213,0 |
По состоянию на 31.12.2010 года на предприятиях осталось на временном хранении 176,5 тыс. тонн отходов, что составляет 40% от общего количества образовавшихся отходов.
В места захоронения отходов в 2010 году направлено 370,4 тыс. тонн. Из них на наиболее крупные места захоронения отходов: МУП "Спецтранс" г. Петропавловск-Камчатский - 151,4 тыс. тонн; МУП "Ремжилсервис" г. Вилючинск - 9,2 тыс. тонн; ОАО "Елизовское многоотраслевое коммунальное хозяйство" (Елизовский район) - 25,1 тыс. тонн; МУП "Тепловодхоз" п. Ключи - 8,8 тыс. тонн; МУП "Тепловодхоз" п. Усть-Камчатск - 3,6 тыс. тонн; МУП "Бытсервис" с. Эссо - 0,3 тыс. тонн отходов.
Непосредственно на производстве переработано 85,2 тыс. тонн отходов, что составляет 19,5% от общего количества образующихся отходов, обезврежено 4,9 тыс. тонн, что составляет 1,1% от общего количества образующихся отходов. Процент переработанных отходов к уровню 2009 года уменьшился на 16,2% (на предприятиях в 2009 году было использовано 188,4 тыс. тонн отходов). Процент обезвреживания отходов, наоборот, увеличился на 0,9% (на предприятиях обезврежено в 2009 году 0,8 тыс. тонн).
Основным способом утилизации отходов классов А и Б по-прежнему остается складирование их на полигонах ТБО. Вывоз отходов осуществляется по договорам с коммунальными службами и иными организациями, специализирующимися на вывозе ТБО, с использованием собственного транспорта. Существующая система удаления отходов исключает возможность
раздельного транспортирования отходов различных категорий опасности к местам складирования, в результате обезвреженные отходы разных классов смешиваются на стадии транспортирования.
В основном, использование и обезвреживание отходов происходит на предприятиях промышленного комплекса. В производственном цикле используются нефтесодержащие отходы (отработанные масла) для производства тепловой энергии, рыбные отходы - для производства рыбной муки, навоз крупного рогатого скота и птичий помет используются в качестве удобрений в сельском хозяйстве и реализуются населению для тех же целей. Из общей массы отходов частично утилизируются золошлаки, отходы животноводства и птицеводства, отходы переработки рыбы, древесные отходы. Отработанные нефтепродукты и нефтесодержащие отходы, как показывает практика, в основном сжигаются в котельных, что противоречит требованиям Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Обезвреживание отходов путем сжигания происходит в специализированных установках, подобных инсинераторам, а также на единственном в Камчатском крае мини-заводе по переработке бытовых отходов производительностью 1314 т/год, расположенном в с. Эссо (МУП "Бытсервис"). В 2010 году завод переработал 269,2 тонн отходов (небольшое количество переработанных отходов объясняется тем, что с июня 2010 года мини-завод не работал из-за выхода из строя блока центрального поста управления).
В целом, предприятиями и организациями края в 2010 году передано в специализированные организации: для использования - 25,1 тыс. тонн отходов; для обезвреживания - 7,1 тыс. тонн отходов.
В результате проведенных Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю оперативно-профилактических мероприятий и разработанных комплексных мер по ликвидации несанкционированных территорий временного размещения ТБО выполнено рекультивационных работ на сумму 30 300 тыс. рублей; накопленный экологический ущерб снизился на 8 899,5 тыс. руб. Затраты на ликвидацию несанкционированных территорий временного размещения ТБО составили 6 164,807 тыс. руб.
Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю отмечает, что сложившаяся в крае обстановка со сбором, утилизацией, обезвреживанием, захоронением и переработкой ТБО и отходов производства не в полной мере отвечает требованиям действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды. В 88 населенных пунктах Камчатского края эксплуатируется 61 полигон и несанкционированных территорий временного размещения ТБО, 1 полигон для ванадийсодержащих шламов филиала Камчатских ТЭЦ ОАО "Камчатскэнерго", 1 полигон разового захоронения пестицидов в районе Козельского вулкана. На части полигонов и несанкционированных территориях временного размещения ТБО по периметру всей территории не устроены легкие ограждения, или осушительные траншеи глубиной более 2 метров, или валы высотой не более 2 метров. На выезде с санкционированных территорий временного размещения ТБО и полигонов ТБО не предусмотрены контрольно-дезинфицирующие установки с устройством бетонных ванн, обеспечивающих обработку ходовой части автомашин; не используются переносные сетчатые ограждения, задерживающие легкие фракции отходов, высыпающиеся при разгрузке ТБО из автомашин.
В 2010 году в Камчатском крае проведена работа по инвентаризации объектов размещения отходов. В ходе инвентаризации в государственный реестр размещения отходов (далее - ГРОРО) внесено 56 объектов размещения отходов общей площадью 152,5 га. Практически все объекты не обустроены в соответствии с требованиями СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" и эксплуатируются с отклонениями от санитарно-эпидемиологических норм и требований. Из 56 объектов, включенных в ГРОРО Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю проверено 12 объектов; из числа проверенных - соответствуют требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03 только 4 объекта.
В ходе проведения Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю рейдовых оперативно-профилактических мероприятий в границах поселений края выявлено 257 несанкционированных территорий временного размещения ТБО, из которых ликвидировано - 46. Общая площадь земель, занятых несанкционированным размещением отходов - около 384 969 кв.м. Общее количество территорий временного размещения ТБО в крае (с учетом несанкционированных) в 2010 году составило 268 (в 2009 году - 102), из них ликвидировано в 2010 году - 46 (в 2009 году - 5). Количество предприятий, сокративших размещение опасных отходов в 2010 году - 5 (в 2009 году - 11). Объем снижения опасных отходов в 2010 году - 1 тыс. тонн (в 2009 году - 3,82).
Крайне неблагоприятная ситуация с размещением ТБО сложилась на территории Корякского округа. Существующие территории временного размещения ТБО создавались стихийно; как правило, органы местного самоуправления принимали решение по факту их образования, поэтому все эти объекты расположены в непосредственной близости к населенным пунктам. Все территории временного размещения ТБО практически исчерпали свои ресурсы, но продолжают эксплуатироваться, при этом не отвечают, ни экологическим, ни санитарным требованиям.
Реестр несанкционированных территорий временного размещения ТБО и деструктивных зон в разрезе муниципальных образований в Камчатском крае представлен в таблице 2.
Таблица 2. Реестр несанкционированных территорий временного размещения ТБО и деструктивных зон в разрезе муниципальных образований в Камчатском крае
Несанкционированные территории временного размещения ТБО | Кол-во деструктивных зон, шт. | ||||
Муниципальное образование | Кол-во, шт. | Суммарная площадь, м2 | Ликвидировано, шт. | Сумма предполагаемого ущерба, тыс. руб. | |
Петропавловск- Камчатский городской округ | 67 | 30 839 | 7 | 8326,53 | 6 |
Вилючинский городской округ | 10 | 55 100 | 10 | 14877 | 4 |
Елизовский муници | 90 | 125 764 | 24 | 33 956,28 | 14 |
пальный район, в том числе Елизовское го | |||||
родское поселение | |||||
Усть-Болынерецкий | 6 | 5 530 | 4 | 1 493,1 | 4 |
муниципальный район | |||||
Мильковский муници | 30 | 51 616 | 1 | 13 936,32 | 2 |
пальный район | |||||
Усть-Камчатский му | 17 | 56 860 | - | 15 352,20 | 10 |
ниципальный район | |||||
Олюторский муници | 29 | 2 900 | - | 783 | 4 |
пальный район | |||||
Тигильский муници | 2 | 6 360 | - | 1 717,2 | 12 |
пальный район, в том | |||||
числе городской округ "поселок Палана" | |||||
Пенжинский муници | 1 | 15 000 | - | 4 050 | 3 |
пальный район | |||||
Соболевский муници | 1 | 15 000 | - | 4 050 | 3 |
пальный район | |||||
Карагинский муници | - | - | - | - | 2 |
пальный район | |||||
Алеутский муници | 4 | 20 000 | - | 5 400 | 5 |
пальный район | |||||
Быстринский муници | - | - | - | - | 2 |
пальный район | |||||
ИТОГО: | 257 | 384 969 | 46 | 103 941,63 | 71 |