Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


Вступление в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации определило основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Последующие корректировки документа постепенно включали в бюджетное законодательство инструменты реформирования бюджетного сектора.

Результатом реформирования стало формирование в Российской Федерации и в Иркутской области, в частности, современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами.

В настоящее время решены следующие ключевые задачи управления финансами Иркутской области:

1. Обеспечена сбалансированность консолидированного бюджета Иркутской области в среднесрочной перспективе. Профицит консолидированного бюджета Иркутской области в 2009 году составил 6 073,0 млн. рублей, в 2010 году профицит составил 6 704,7 млн. рублей (рост 10,4%). Сформирован финансовый резерв, обеспечивающий необходимый уровень ликвидности консолидированного бюджета Иркутской области в текущих условиях. Также в 2011 году в составе областного бюджета впервые предусмотрен Резервный фонд Иркутской области в размере 1,1 млрд. рублей.

2. Проведены мероприятия по мобилизации доходов областного бюджета, рост доходов консолидированного бюджета Иркутской области в 2009 году составил 6,4% к уровню 2008 года, в т.ч. налоговых и неналоговых 4,8%, в 2010 году рост составил 11,2% к уровню 2009 года, в т.ч. налоговых и неналоговых 12,1%.

3. Обеспечена своевременность и полнота выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных выплат гражданам. По состоянию на 1 января 2011 года в Иркутской области отсутствует просроченная кредиторская задолженность по заработной плате и социальным выплатам.

4. Проведена оптимизация текущих расходов, что позволило в рамках имеющихся ограниченных финансовых ресурсов обеспечить финансирование первоочередных, социально-значимых расходов, не допустив при этом социальной напряженности в регионе в кризисный период в 2008 и 2009 годах.

5. Обеспечена стабилизация уровня просроченной кредиторской задолженности по иным расходам консолидированного и областного бюджетов. По консолидированному бюджету Иркутской области за 2009 год задолженность снижена с 6 918,0 млн. рублей до 5 472,0 млн. рублей или на 21%, по областному бюджету за 2009 год задолженность снижена с 1 856,0 млн. рублей до 270,0 млн. рублей или на 85,5%, в 2010 году просроченная кредиторская задолженность по областному бюджету снижена с 270,0 млн. рублей до 62,0 млн. рублей, причем оставшаяся часть является задолженностью по пеням и штрафам по единому социальному налогу во внебюджетные фонды и может быть реструктурирована в рамках решения Правительства Российской Федерации в 2011- 2012 годах.

6. Обеспечено снижение уровня государственного долга Иркутской области и улучшение его структуры. За 2009-2010 годы объем государственного долга снизился на 5 426,0 млн. рублей или на 42% и по состоянию на 1 января 2011 года составил 7 397,0 млн. рублей (14,4% от уровня собственных доходов), при этом в структуре государственного долга полностью отсутствуют кредиты кредитных организаций. Уменьшение объема государственного долга привело к сокращению расходов на его обслуживание в 2010 году с ранее запланированных 2 043,0 млн. рублей до 615,5 млн. рублей.

7. Проведена реорганизация и оптимизация бюджетной сети. В 2010 году число учреждений социально-культурной сферы в результате реорганизации и ликвидации сократилось на 24 единицы. В рамках реализации положений Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" осуществлена подготовка необходимых нормативных правовых актов Иркутской области, принято решение о переходном периоде для бюджетных учреждений на 2011 год.

8. В сфере управления общественными финансами используются современные информационные комплексы автоматизации казначейского исполнения бюджета, проведения государственных и муниципальных закупок, формирования и сбора бюджетной и управленческой отчетности.

Вместе с тем в силу объективных причин не удалось в полной мере реализовать ряд установленных действующим законодательством норм, принципов и механизмов, методически урегулировать отдельные вопросы. Как следствие, в сфере управления общественными финансами Иркутской области сохраняется ряд следующих системных пробелов и нерешенных проблем:

1) стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетного, налогового, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики;

2) остается высокий уровень несбалансированности местных бюджетов, что выражается в значительных объемах просроченной кредиторской задолженности муниципальных образований Иркутской области, прежде всего по начислениям на оплату труда, при этом недоимка по налогам и сборам имеет тенденцию к увеличению;

3) сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, созданные условия не достаточны для мотивации исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, а также подведомственных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;

4) структура и динамика расходов слабо увязаны с целями государственной политики, при этом планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически не взаимоувязаны;

5) имеется значительный объем неэффективных расходов в сферах здравоохранения, образования, жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, организации государственного управления (по методике оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 года N 322 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации");

6) отсутствуют четкие методологические основания для проведения оценки эффективности расходования бюджетных средств, что существенно сокращает возможности исполнительных органов государственной власти Иркутской области по повышению результативности осуществления бюджетных расходов;

7) финансовое обеспечение оказания государственных услуг (выполнения работ) государственными учреждениями Иркутской области в меньшей степени ориентировано на нормативный метод планирования;

8) комплекс мероприятий, направленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на реструктуризацию сети подведомственных учреждений, осуществляется не в полном объеме;

9) несовершенство системы контроля качества предоставляемых государственных "бюджетных" и "функциональных" услуг, действующая система государственного финансового контроля в Иркутской области не позволяет качественно оценить эффективность использования средств областного бюджета;

10) отсутствуют информационные системы поддержки бюджетирования, ориентированного на результат, автоматизации формирования и мониторинга выполнения государственных и муниципальных заданий, ведения реестров услуг, планирования расходов в привязке к целям социально-экономического развития Иркутской области.

Проведение работ по решению существующих проблем путем внедрения законодательно установленных норм, принципов и механизмов, методическому урегулированию вопросов, применению современных информационных и управленческих технологий управления общественными финансами наиболее целесообразно реализовать в рамках комплексной программы, увязанной по срокам, направлениям, ресурсным обеспечением и ответственными исполнителями.

В целом реализация Программы должна быть направлена на повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления Иркутской области в рамках реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Иркутской области, а также на повышение качества управления государственными (муниципальными) финансами Иркутской области в рамках приказа Министерства финансов Российской Федерации от 03 декабря 2010 года N 552 "О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами".