Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015

Глава 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлены мероприятия долгосрочной целевой программы "Развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и местного значения в Иркутской области на 2011-2015 годы" (далее - Программа)


В условиях социально-экономических преобразований к автомобильному транспорту предъявляются дополнительные требования по ускорению товародвижения, объявлению более точных сроков доставки грузов, в связи с этим автомобильный транспорт - самый оперативный вид сообщения. Наибольшая гибкость автомобильного транспорта в отношении выбора альтернативного маршрута перевозки определяет его лидирующую роль в качестве средства доставки товаров непосредственно потребителю.

Автомобильные дороги связывают обширную территорию Иркутской области, обеспечивая жизнедеятельность многочисленных населенных пунктов.

В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и местного значения в Иркутской области (далее - автомобильные дороги) составляет 12655 км., из них: автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения (далее - региональные дороги) - 3500 км., автомобильные дороги общего пользования местного значения (далее - местные дороги) - 9155 км.

Характеристика автомобильных дорог в соответствии с технической категорией и типом покрытия представлена в таблице 1.

Таблица 1

Техническая
 категория

Протяженность, км

Всего

с твердым покрытием

грунтовых

зимник

с усовершенствованным
 покрытием

щебеночным

гравийным

черно-
 гравийным

асфальтобетон

цементобетон

I

13,781

13,781

0

0

0

0

0

0

II

3,542

3,542

0

0

0

0

0

0

III

782,449

681,812

81,467

0

17,87

0

1,3

0

IV

7431,922

2459,352

0,728

19,315

4694,694

92,493

165,34

0

V

3545,096

267,995

1,664

99,489

2260,323

15,076

900,549

0

Зимник

220

0

0

0

0

0

0

220

Внекате-
 горийные

658,206

1,029

0

0

6,466

0

650,711

0

Итого

12654,996

3427,511

83,859

118,804

6979,353

107,569

1717,90

220,00

Параметры региональных дорог соответствуют в основном III (20,5%) - IV (57,2%) категориям, 18,4% региональных дорог - внекатегорийные.

Параметры местных дорог соответствуют в основном IV (57,5%) - V (27,5%) категориям, 14,1% местных дорог - внекатегорийные.

Удельный вес автомобильных дорог с гравийным покрытием остается высоким (региональных дорог - 38%, местных дорог - 61,7%), что приводит к увеличению текущих затрат на содержание.

На общей сети автомобильных дорог 88 мостов (7,1%) находятся в аварийном состоянии.

На 1 января 2010 года доля протяженности автомобильных дорог, не соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составляет: региональных дорог - 63%, местных дорог - 80%. В результате увеличивается себестоимость автомобильных перевозок, снижается конкурентоспособность региональной продукции.

Плотность автомобильных дорог в Иркутской области составляет 16,33 км. в расчете на 1000 кв.км. территории, в Российской Федерации - 37 км.

Значительная часть автомобильных дорог имеет высокую степень износа. В течение длительного периода темпы износа автомобильных дорог превышают темпы восстановления и развития. Ежегодно увеличивается недоремонт.

Ускоренный износ автомобильных дорог обусловлен также ростом парка автотранспортных средств и интенсивности движения, увеличением в составе транспортных потоков доли большегрузных автомобилей (как по полной массе, так и по нагрузке на ось).

Существующая среднегодовая суточная интенсивность движения по автомобильным дорогам изменяется от 50 авт./сут. до 15000 авт./сут. К 2015 году дальнейший рост количества транспортных средств, объемов грузовых и пассажирских перевозок приведет к увеличению интенсивности движения на 27 - 35% по сравнению с 2009 годом.

В Иркутской области уровень обеспеченности автомобильными дорогами составляет 42% от расчетного показателя в потребности дорожной сети, уровень обеспеченности северных районов не превышает 33% от расчетного, центральных - 40,7% и южных районов - 60%.

На данный момент отсутствует круглогодичная автодорожная связь Мамско-Чуйского, Катангского, Киренского, Бодайбинского районов с региональными дорогами и с административным центром Иркутской области. На автомобильных дорогах Киренск - Казачинское, Тайшет - Чуна - Братск, Жигалово - Казачинское, Бодайбо - Мама существуют грунтовые разрывы. Недостаточный уровень развития автомобильных дорог снижает инвестиционную привлекательность территории Иркутской области.

Стратегической целью социально-экономического развития Иркутской области является формирование сбалансированной экономики, основанной на повсеместном внедрении инноваций, а также комфортной среды обитания для населения.

Согласно положениям подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848, совершенствование сети автомобильных дорог должно быть направлено на обеспечение потребности в перевозках в соответствии с социально-экономическим развитием регионов.

В период до 2015 года планируется реализация ряда масштабных проектов, в том числе: дальнейшая разработка Верхнечонского нефтегазового месторождения (Катангский район), промышленное освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения (Жигаловский район), разработка железорудных проявлений, сосредоточенных в четырех ангарских рудных районах: Илимском, Чунском, Катском, Китойском.

Иркутская область находится на втором месте в Российской Федерации по запасам золота. В будущем добыча золота будет сконцентрирована на освоении рудных месторождений Лено-Витимского района, где сосредоточены его крупнейшие запасы.

Для развития добывающих секторов необходимо улучшение транспортной инфраструктуры, поскольку основные районы добычи полезных ископаемых находятся на значительном расстоянии друг от друга.

В этой связи актуальна реконструкция автомобильных дорог Усть-Кут - Уоян, Таксимо - Бодайбо, Иркутск - Усть-Ордынский - Жигалово.

Иркутская область является одной из крупнейших в стране по площади расположенных на ее территории лесов. Основой конкурентоспособности северных территорий Иркутской области станет формирование лесного кластера, объединяющего всю цепочку производств - от лесозаготовки до производства конечной продукции.

Созданию условий для лесного освоения будет способствовать автомобильная дорога Киренск - Казачинское на участке Красноярово - Небель, которая позволит обеспечить бесперебойную связь Киренского района с железнодорожной станцией Небель на Байкало-Амурской магистрали.

Строительство автомобильной дороги Тайшет - Чуна - Братск будет содействовать реализации инвестиционных проектов по глубокой лесопереработке и одновременно позволит сократить время движения транспорта, обеспечит круглогодичную транспортную связь между крупными населенными пунктами северных и западных районов Иркутской области.