Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ПУБЛИЧНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРАВОВОЙ, ДЕЛОВОЙ И СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ РАЙОННЫХ БИБЛИОТЕК В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" (2013-2014 ГОДЫ)

Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


Иркутская область является одним из крупнейших субъектов Сибирского федерального округа как по численности проживающего в ней населения, так и по производственному и природному потенциалу. Важной составляющей государственной политики в сфере культуры в Иркутской области, во многом определяющей комфортность проживания, позитивный имидж, является обеспечение конституционных гарантий для жителей Иркутской области на доступ к информации, в том числе, путем поддержки деятельности муниципальных библиотек.

Правовой основой осуществления мероприятий, направленных на обеспечение доступа граждан к информации является Конституция Российской Федерации, "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", утвержденные Верховным Советом Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1, Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле". В Иркутской области государственная культурная политика в этой сфере определяется Законом Иркутской области от 18 июля 2008 года N 46-оз "О библиотечном деле в Иркутской области".

Президентом Российской Федерации во взаимодействии с высшими исполнительными органами государственной власти федерального и регионального уровней совершенствуется комплекс мер, направленных на обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства.

Особое место среди исполнителей мероприятий, связанных с информированием населения о происходящих в стране и мире событиях, повышением образованности и правовой грамотности, занимают библиотеки - учреждения, создаваемые в целях реализации информационных, культурно-просветительских и образовательных функций. Создание библиотек и обеспечение библиотечного обслуживания населения отнесено федеральным законодательством к полномочиям всех. Мероприятия по поддержке и модернизации системы библиотечного обслуживания отдельными направлениями реализации конституционных прав граждан на доступ к информации выделены в таких документах, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 7 февраля 2008 года N Пр-212, и Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р. В этих документах государственные и муниципальные библиотеки названы одним из важнейших институтов системы непрерывного образования, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и повышение национальной конкурентоспособности.

В муниципальных образованиях Иркутской области по состоянию на 1 января 2012 года насчитывается 778 общедоступных библиотек, которые обслуживают 719 тыс. пользователей. В их фондах хранится более 11,25 млн. экземпляров документов. Однако степень удовлетворенности населения Иркутской области уровнем государственных гарантий в сфере доступа к информации с 2009 года имеет тенденцию к снижению. Это выражается в ежегодном падении таких традиционных показателей востребованности библиотек, как количество пользователей (в среднем -6,5% в год), посещений (в среднем -2,3% в год) и книговыдач (в среднем -4,7% в год). Отмечаемая отрицательная динамика говорит о том, что население перестает удовлетворять определенные информационные запросы или находит альтернативные источники информации, прежде всего в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - "Интернет").

Традиционные формы обслуживания населения библиотеками в Иркутской области в настоящее время не соответствуют возросшим требованиям, предъявляемым пользователями.

На начало 2012 года только 46% библиотек муниципальных образований Иркутской области имеют вычислительную и оргтехнику и 24% - подключены к сети "Интернет" (для сравнения: Омская область – 44%, Новосибирская область – 36,6%, Кемеровская область – 30%, Республика Саха (Якутия) – 28,5%, Томская область – 26,2%). При этом используемая техника, в основном, приобретенная при поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области в 2005-2008 годах, когда было организовано открытие 95 информационных центров открытого доступа на базе библиотек поселений, физически изношена и морально устарела.

Только 32 библиотеки (4%) создают электронные каталоги, 62 (8%) - имеют интернет-сайты и лишь 3 (0,4%) – предоставляют онлайновый доступ к своим электронным каталогам и полнотекстовым ресурсам, т.е. оказывают муниципальные услуги в электронной форме.

Для стабилизации и улучшения ситуации в сфере библиотечного обслуживания населения в муниципальных образованиях Иркутской области требуется государственная поддержка основного звена библиотечной системы - центральных районных библиотек. Cтатусом центральных районных библиотек органы местного самоуправления наделяют ведущие межпоселенческие библиотеки.

Оказание поддержки центральным районным библиотекам подразумевает использование программно-целевого подхода.

При этом, учитывая общее значительное количество библиотек и различную степень их бюджетной обеспеченности, предлагается сделать акцент на поддержке центральных районных библиотек. Центральные районные библиотеки острее всего нуждаются в поддержке как наиболее востребованные у населения учреждения культуры, выполняющие самые сложные и трудоемкие функции, обеспечивающие деятельность библиотек поселений, составляющих централизованную библиотечную систему (методическая деятельность, обработка литературы и ведение сводных карточных и электронных каталогов). Эффективность использования новых методов и форм работы, связанных с реализацией программных мероприятий, во многом обуславливается соответствующим кадровым потенциалом центральных районных библиотек.

Создание ПЦИ на базе центральных районных библиотек позволит расширить спектр, увеличить объемы и повысить качество муниципальных услуг, оказываемых библиотеками населению Иркутской области, в том числе муниципальных услуг, оказываемых в электронной форме в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 года N 729-р, утвердившим перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме.

Деятельность ПЦИ, создаваемых в центральных районных библиотеках, послужит моделью для аналогичных преобразований библиотек городских округов и поселений Иркутской области.

Программно-целевой подход позволит аккумулировать усилия министерства культуры и архивов Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, направленные на поддержку и развитие библиотечного дела, обеспечить реализацию на территории Иркутской области федерального и областного законодательства.