Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2011 года N 404

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2016 ГОДЫ"

{УТРАТИЛ СИЛУ:

Постановление правительства Тульской области от 23.12.2013 N 798; НГР: RU71000201300889}

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Постановление правительства Тульской области от 31.10.2011 N 106; НГР: RU71000201100528;

Постановление правительства Тульской области от 28.08.2012 N 468; НГР: RU71000201200499;

Постановление правительства Тульской области от 15.10.2012 N 570; НГР: RU71000201200605 (вступает в силу с 01.01.2013);

Постановление правительства Тульской области от 17.10.2012 N 609; НГР: RU71000201200643;

Постановление правительства Тульской области от 09.07.2013 N 327; НГР: RU71000201300390}

Постановление правительства Тульской области от 10.09.2013 N 466; НГР: RU 71000201300540

Постановление правительства Тульской области от 16.10.2013 N 547; НГР: RU71000201300629;

Постановление правительства Тульской области от 30.12.2013 N 831; НГР: RU71000201300914}

В соответствии с постановлением администрации Тульской области от 27.06.2007 N 303"О порядке разработки и реализации долгосрочных целевых программ", на основании статьи 34 Устава (Основного Закона) Тульской области администрация Тульской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Повышение качества жизни старшего поколения Тульской области на 2011-2016 годы" (приложение).

2. Управлению пресс-службы администрации Тульской области опубликовать постановление в средствах массовой информации.

3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Заместитель губернатора

Тульской области

А.А. Чмуневич

Приложение
к постановлению администрации
Тульской области
от 18.05.2011N 404

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Повышение качества жизни старшего поколения Тульской области на 2011-2016 годы"

Паспорт долгосрочной целевой программы


{Паспорт в новой редакции: Постановление правительства Тульской области: от 31.10.2011 N 106; НГР: RU71000201100528}

Наименование долгосрочной целевой программы

Долгосрочная целевая программа "Повышение качества жизни старшего поколения Тульской области на 2011-2016 годы"(далее - Программа)

Дата принятия решения о разработкедолгосрочной целевой программы (дата и номер соответствующего нормативного акта)

Постановление администрации Тульской области от 17.05.2011 N 400" О разработке долгосрочной целевой программы "Повышение качества жизни старшего поколения Тульской области на 2011-2016 годы"

Государств енный заказчик

Министерство труда и социальной защиты Тульской области

{В редакции: Постановление правительства Тульской области от 09.07.2013 N 327; НГР: RU71000201300390}

Основные разработчики долгосрочной целевой программы

Министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, министерство труда и социальной защиты Тульской области, министерство здравоохранения Тульской области, министерство образования и культуры Тульской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, комитет Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку, комитет Тульской области по спорту и молодежной политике

{Строка в новой редакции: Постановление правительства Тульской области от 09.07.2013 N 327; НГР: RU71000201300390}

Исполнители долгосрочной целевой программы

Министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, министерство труда и социальной защиты Тульской области, министерство здравоохранения Тульской области, министерство образования и культуры Тульской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, комитет Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку, комитет Тульской области по спорту и молодежной политике, государственное учреждение капитального строительства "ТулоблУКС" (по согласованию), подведомственные министерству здравоохранения и социального развития Тульской области, министерству труда и социальной защиты Тульской области, министерству здравоохранения Тульской области, министерству образования и культуры Тульской области государственные учреждения Тульской области (по согласованию), органы местного самоуправления Тульской области (по согласованию)

{Строка в новой редакции: Постановление правительства Тульской области от 09.07.2013 N 327; НГР: RU71000201300390}

Цели и задачи долгосрочной целевой программы

Цель Программы: формирование организационных и социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, предоставлению гражданам пожилого возраста доступа к услугам социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культурыи досуга.
 Задачи Программы:
 опт имизация, расширение сети и укрепление материально-технической базы учреждений социальной защиты населения Тульской области;

 совершенствование форм социальной поддержки граждан пожилого возраста;

 поддержание активной жизненной позиции и социального долголетия граждан пожилого возраста

Важнейшие целевые показатели

Целевые показатели:
 количество учреждений социального обслуживания населения Тульской области, в которых введены в эксплуатацию после завершения строительства, капитального ремонта здания, помещения, инженерные сети и сооружения;

 количество единиц специального автомобильного транспорта, приобретенного для стационарных учреждений социального обслуживания Тульской области;

 количество учреждений социального обслуживания населения Тульской области, в которых улучшены условия предоставления  комплексного социального обслуживания граждан пожилого возраста;

 количество мероприятий по оказанию помощи гражданам пожилого возраста с привлечением волонтеров и представителей тимуровского движения;

 количество массовых культурно-развлекательных мероприятий, проведенных с учетом потребностей граждан пожилого возраста;

 количество граждан пожилого возраста, прошедших обучение в информационно-компьютерном центре;

{Абзацы 3-4 в новой редакции: Постановление правительства Тульской области от 15.10.2012 N 570; НГР: RU71000201200605}

{В редакции: Постановление правительства Тульской области от 09.07.2013 N 327; НГР: RU71000201300390}

Сроки и этапы реализации долгосрочной целевой программы

Программа реализуется в один этап с 2011 по 2016 годы

Перечень подпрограмм (мероприятий)

Укрепление материально-технической базы учреждений социальной защиты населения Тульской области .
 Совершенствование форм социальной поддержки граждан пожилого возраста.
 Организация досуга граждан пожилого возраста

Объемы и источники финансирования, в том числе по годам

Общий объем финансирования Программы из бюджета Тульской области составит 118,3072 млн. руб., в том числе:
 в 2011 году - 2,520 млн. руб.;

 в 2012 году - 21,8172 млн. руб.;

 в 2013 году - 9,600 млн. руб.;

 в 2014 году - 34,370 млн. руб.;

 в 2015 году - 15,000 млн. руб.;

 в 2016 году - 35,000 млн. руб.

{Строка в новой редакции: Постановление правительства Тульской области от 15.10.2012 N 570; НГР: RU71000201200605}

{Цифра "143,7072" заменена цифрой "118,3072"; текст "в 2013 году - 35,000 млн. руб." заменен текстом "в 2013 году - 9,600 млн. руб.": Постановление правительства Тульской области от 10.09.2013 N 466; НГР: RU 71000201300540}

Ожидаемые конечные результаты реализации долгосрочной целевой программы и показатели социально-экономической эффективности

Реализация мероприятий Программы позволит:
 ввести в эксплуатацию после завершения строительства, капитального ремонта здания, помещения, инженерные сети и сооружения в 8 государственных учреждениях социального обслуживания населения Тульской области;

 приобрести специальный автомобильный транспорт для 11 стационарных учреждений социального обслуживания Тульской области;

   {Текст "автомобильный транспорт для 8" заменен текстом "автомобильный транспорт для 11": Постановление правительства Тульской области от 10.09.2013 N 466;
НГР: RU 71000201300540 }
   улучшить условия предоставления комплексного социального обслуживания граждан пожилого возраста в 16 учреждениях социального обслуживания населения Тульской области, в том числе: построить спальные корпуса в двух стационарных учреждениях социального обслуживания Тульской области, провести капитальный ремонт жилых помещений, инженерных сооружений и сетей  в учреждениях социального обслуживания;
за счет ввода в эксплуатацию новых зданий организовать современные кабинеты медико-социального назначения и бытовые комнаты в действующих стационарных учреждениях социального обслуживания;
за счет приобретения нового специального автомобильного транспорта расширить перечень предоставляемых услуг социокультурной и медико-социальной направленности;

 провести 60 мероприятий по  оказанию помощи гражданам пожилого возраста с привлечением волонтеров и представителей тимуровского движения;

 провести 30 массовых культурно-развлекательных мероприятий с учетом потребностей граждан пожилого возраста;

 провести цикл лекций по вопросам пенсионного и социального законодательства на курсах "Третий возраст" для 150 граждан пожилого возраста

{Строка с изменениями: Постановление правительства Тульской области от 15.10.2012 N 570; НГР: RU71000201200605}

{В редакции: Постановление правительства Тульской области от 09.07.2013 N 327; НГР: RU71000201300390}

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом


Современная демографическая ситуация в Тульской области, как и в целом по Российской Федерации, характеризуется тенденцией увеличения доли пожилых людей, что соответствует общемировому процессу старения населения.

В перспективе старение населения повлияет на возрастную структуру общества и приведет к дальнейшему увеличению доли пожилых людей в общей численности населения Тульской области.При этом опережающими темпами будет расти численность лиц в возрасте 80 лет и старше.

Тульская область входит в группу регионов со сложной демографической ситуацией. Демографическое развитие Тульской области характеризуется рядом неблагоприятных факторов: естественной убылью населения, высоким уровнем смертности, демографическим старением населения.

Доля жителей в возрасте 60 лет и старше на начало 2008 года в Тульской области составляла 22,5 процента и была самой высокой в стране (Российская Федерация - 17,2 процента, Центральный федеральный округ – 20 процентов). Удельный вес населения пенсионного возраста в регионе на начало 2008 года являлся также самым высоким в стране (26,9 процента), существенно превосходя показатели по Российской Федерации (21процент) и по Центральному федеральному округу (23,9 процента).

Удельный вес населения пенсионного возраста на начало 2010 года составил 27,4 процента, что существенно превышает показатели по Российской Федерации (21,6 процента) и по Центральному федеральному округу (24,4 процента).

Изменения, связанные с процессами переустройства общественной жизни, в значительной мере влияют на положение и социальное самочувствие пожилых людей, которым сложно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социально-культурных условиях.

Возможности пожилых людей по осуществлению полноценного участия в жизни общества значительно ограничены.

Социальную поддержку пожилых людей оказывают 45 учреждений системы социальной защиты населения Тульской области различного профиля, в том числе 13 домов-интернатов, 30 полустационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания, 2 специализированных учреждения для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Ежегодно в различных отделениях полустационарного типа социальные услуги получают около 9000 человек. Почти 14 тысяч пенсионеров, частично утративших способность к самообслуживанию, получают надомные услуги. В домах-интернатах проживает около 3000 человек, в том числе более 1200 граждан пожилого возраста. Более 50 процентов составляют лица старше 70 лет, причем увеличивается количество долгожителей - граждан старше 85 лет.

Государственная социальная политика в отношении граждан старшего поколения является неотъемлемой частью политики администрации Тульской области.

Состояние материально-технической базы действующих домов-интернатов региона в целом позволяет удовлетворять потребности населения в социальных услугах и повышать их качество. Это стало возможным благодаря обновлению устаревших основных фондов и внедрению современного технологического и медицинского оборудования за счет установки приборов учета, контроля и регулирования расхода тепловой энергии, горячей и холодной воды, обязательного применения процедуры конкурсного отбора при закупках лекарственных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, повышения квалификации медицинского и обслуживающего персонала.

Вместе с тем требуют решения проблемы в сфере медико-социального обслуживания пожилых людей. Спрос на медико-социальные услуги, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания и здравоохранения, в настоящее время удовлетворен не полностью.

Это обусловлено значительной численностью пожилых людей с выраженной социальной недостаточностью, экономической зависимостью и неудовлетворительным состоянием здоровья.

За период с 2003 по 2009 год численность жителей области сократилась на 104,4 тыс. человек. Сокращение численности населения области происходит, в основном, за счет естественной убыли, которая обусловлена высоким уровнем смертности за счет большой доли населения старшего возраста. Смертность превышает рождаемость в 2 раза (в Российской Федерации - в 1,1 раза, в Центральном федеральном округе – в 1,4 раза).

В структуре смертности населения большой удельный вес составляет показатель смертности от сердечнососудистых заболеваний (1221,0 на 100,0 тыс. населения), что в основном характерно для пациентов старших возрастов. Указанный показатель превышает средний показатель по Российской Федерации на 25 процентов.

В регионе сформировалась устойчивая очередь на надомное и стационарноесоциальное обслуживание.

Впервые очередность на получение места в доме-интернате значительно выросла в 2008 году в связи с тем, что в результате пожара в 2007 году прекратило свое существование государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Чернский дом-интернат для инвалидов и престарелых" на 320 мест. На 1 января 2008 года в получении места в доме-интернате нуждалось 30 граждан пожилого возраста и инвалидов, в 2009 году - 170, в 2010 году – 180 граждан.В настоящее время в листе ожидания путевки в дома-интернаты находятся более 280 заявлений.

Это явление имеет тенденцию к росту в связи с проводимым в рамках реализации региональной программы модернизации здравоохранения Тульской области на 2011-2012 годы сокращением коек в отделениях (палатах) сестринского ухода. К закрытию планируется 822 койко-места в 32 муниципальных учреждениях здравоохранения. По состоянию на 10 сентября 2010 года в указанных лечебных учреждениях проживало 645 человек. Большинство находящихся в отделениях сестринского ухода лиц страдают хроническими заболеваниями, утратили родственные и социальные связи, не имеют жилья, то есть нуждаются в социальном обслуживании в условиях дома-интерната. Рост очереди на данные услуги может увеличить срок ожидания путевки до 18-24 месяцев.

Наличие очередности, ожидание места в течение продолжительного времени вступает в противоречие с основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Статьей 3 Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" законодательно закреплена ответственность органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав указанной категории граждан в сфере социального обслуживания.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р одобрен социальный норматив обеспеченности домами-интернатами для престарелых и инвалидов - 30 мест на 10 тысяч населения.С учетом данного норматива в домах-интернатах необходимо иметь не менее 4500 мест (фактически в настоящее время в Тульской области 2840 мест).

Особое внимание требует проблема совершенствования оказания пожилым людям медицинской помощи с целью увеличения средней продолжительности жизни и снижения темпов преждевременной смертности. Граждане в возрасте 70-75 лет имеют в среднем до семи различных хронических заболеваний, в том числе психоневрологических. Так, среди лиц, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов региона, более 64 процентов составляют граждане старше 65-летнего возраста. Все они нуждаются в постоянной медицинской помощи и уходе. Из поступивших в 2010 году граждан на постельном режиме находилось 47 процентов пенсионеров (в 2009 году - 49 процентов, в 2008 году – 47 процентов).

Остается актуальной задача решения социально-бытовых проблем пожилых людей в связи с невысоким доходом данной категории граждан,особенно проживающих в отдаленной сельской местности, и ростом цен на предметы первой необходимости (продукты питания, лекарственные препараты). Среди пожилых людей наблюдается низкая социальная активность.

Таким образом, социально-экономические проблемы граждан пожилого возраста носят комплексныйхарактер, их решение требует координации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Тульской области, широкой общественности.

Реализация программно-целевого подхода к решению вопросов повышения качества жизни пожилых граждан в Тульской области в рамках Программы позволит обеспечить комплексное решение проблемы социальной поддержки указанной категории жителей региона, расширить сеть учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста Тульской области, повысить эффективность действующих учреждений Тульской области путем укрепления их материально-технической базы и развития услуг.

2. Цели и задачи долгосрочной целевой программы


Целью Программы является формирование организационных и социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, предоставлению гражданам пожилого возраста доступа к услугам социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культурыи досуга.

Для реализации цели Программы следует решить следующие задачи:

оптимизация, расширение сети и укрепление материально-технической базы учреждений социальной защиты населения Тульской области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»