Программа предусматривает ряд организационных и социальных мер, направленных на поддержку и защиту граждан, вынужденно потерявших работу, уволенных или находящихся под угрозой увольнения, способствующих улучшению ситуации на рынке труда.
Обозначенные в Программе цели и задачи определены на основе анализа ситуации на рынке труда области, сложившейся в 2009 году и прогнозных оценок 2010 года.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Последствия нестабильной экономической обстановки обусловили неблагоприятное развитие ситуации в сфере занятости населения.
В январе – декабре 2009 года численность граждан, обратившихся в целях поиска работы в государственные учреждения Тульской области центры занятости населения (далее – ГУ ТО ЦЗН), увеличилась с 37,7 тыс. человек в 2008 году до 57,6 тыс. человек в 2009 году, или в 1,5 раза.
Признано безработными 40,0 тыс. человек, что в 2,1 раза больше, чем в 2008 году.
Численность безработных, зарегистрированных в ГУ ТО ЦЗН, на 1 января 2010 года составила 16,5 тыс. человек, что на 8,3 тыс. человек больше, чем на 1 января 2009 года.
В 2009 году организациями области было заявлено 53,6 тыс. вакансий, что на 20,4% меньше, чем в 2008 году.
В текущем году ситуация в сфере занятости и на рынке труда области остается напряженной. По предварительной оценке численность занятых в организациях области может сократиться на 10 тыс. человек.
По прогнозу, при благоприятном варианте развития ситуации на рынке труда области среднегодовая численность безработных граждан, зарегистрированных в ГУ ТО ЦЗН, может составить 17,0 тыс. человек, при пессимистическом – 20,0 тыс. человек. Соответственно уровень регистрируемой безработицы может составить в пределах от 1,8% до 2,5%.
На 1 мая 2010 года в ГУ ТО ЦЗН состояли на учете 18,2 тыс. граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, из них безработных граждан – 16,5 тыс. человек.
Уровень регистрируемой безработицы с начала текущего года снизился на 0,02 п.п. и на 1 мая 2010 года составил 2,08%.
Коэффициент напряженности на рынке труда (количество незанятых граждан на одну вакансию) на 1 января 2010 года составлял 2,7, а на 1 мая 2010 года – 2,1.
Анализ показывает, что в 2009 году еженедельно представлялись списки на высвобождение в среднем на 346 человек. В 2010 году наблюдается увеличение численности работников, предполагаемых к высвобождению, то есть еженедельно в среднем уведомления о планируемом увольнении получают 430 человек.
В качестве безработных граждан в 2009 году еженедельно признавались в среднем 768 человек. С начала 2010 года еженедельно признаются в среднем 800 человек.
Работодателями области в 2009 году еженедельно заявлялось в среднем 1030 вакансий, а с начала текущего года банк вакансий еженедельно пополняется в среднем на 1300 вакансий.
О неблагоприятной ситуации свидетельствует и сохраняющаяся стабильность показателей неполной занятости. По состоянию на 1 января 2010 года в 195 организациях в неполной занятости находились 13,4 тыс. человек; на 1 февраля 2010 года – в 108 организациях – 11,4 тыс. человек; на 1 мая 2010 года – в 147 организациях – 8,2 тыс. человек.
До конца года предположительно около 5,0 тыс. работников могут перейти на режим неполной занятости.
Кроме этого, списки на высвобождение с мая по июль 2010 года представлены на 2,4 тыс. человек.
С начала проведения еженедельного мониторинга ситуации на рынке труда, то есть с октября 2008 года, численность работников, уволенных по причине ликвидации организации либо сокращения численности или штата работников организации, составила 15,5 тыс. человек, из них трудоустроено около 7,7 тыс. человек. Увольнение работников в основном производится из организаций обрабатывающих производств.
Обратились в ГУ ТО ЦЗН 12,1 тыс. человек, признаны безработными – 7,2 тыс. человек. Соответственно с начала текущего года уволено 3,4 тыс. человек, трудоустроены 1,9 тыс. человек с учетом переходящих. Обратились в ГУ ТО ЦЗН 2,9 тыс. человек, признаны безработными – 1,7 тыс. человек.
Необходимо отметить, что если в 2009 году организациями области проводились в основном реорганизационные мероприятия, то с начала текущего года причинами высвобождения является ликвидация организаций и, следовательно, уволенные работники пополнят ряды безработных. Вместе с тем, сокращенные работники относятся к категории безработных, наиболее сохраняющих мотивацию к труду, что позволит проводить результативную работу по содействию их трудоустройству на постоянную и временную работу.
Реализация антикризисных мероприятий в 2009 году оказала положительное влияние на ситуацию на рынке труда. Интенсивность реализации дополнительных мероприятий соответствует периоду снижения численности безработных и соответственно уровню безработицы в области.
В связи с этим необходимо принятие дополнительных мер, способствующих улучшению ситуации на региональном и локальных рынках труда. Такими мероприятиями станут организация общественных работ и временного трудоустройства, содействие развитию самозанятости, организация опережающего профессионального обучения.
Наиболее актуальной мерой адресной поддержки жителей области в период последствий кризиса является организация общественных работ и временного трудоустройства. Такие работы планируется осуществлять для работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, а также для безработных и ищущих работу граждан.
Поэтому в числе приоритетов при организации работы при реализации мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства определено:
развитие форм и методов социального партнерства с работодателями всех форм собственности, профсоюзными органами, администрациями муниципальных образований;
проведение совещаний с работодателями по видам экономической деятельности;