Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2011 ГОДЫ"

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом


В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Концепцией действий на рынке труда на 2008-2010 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 года N 1193-р, в качестве ключевой задачи государственной политики в области регулирования рынка труда определено создание условий для повышения эффективности занятости населения.

Активные действия администрации Тульской области по реализации стратегии устойчивого развития региона позволили сохранить положительную динамику основных макроэкономических показателей, повысить жизненный уровень работников и членов их семей, стабилизировать ситуацию на региональном рынке труда, удержать уровень регистрируемой безработицы в социально допустимых пределах.

За 2006-2008 годы темп роста валового регионального продукта Тульской области составил 128,8%, индекс промышленного производства в сопоставимых ценах - 130,1%, индекс физического объема продукции сельского хозяйства - 121,7%.

За период 2006-2008 гг. реальные располагаемые денежные доходы населения (с учетом инфляции) выросли на 47,6%; реальная заработная плата увеличилась на 44,8%.

Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2009 года по области составил 1,01% от численности экономически активного населения при среднероссийском уровне - 1,7%.

Развитию эффективной занятости населения и снижению напряженности на региональном рынке труда способствовало привлечение в экономику области значительных инвестиционных ресурсов.

По итогам трех экономических форумов, прошедших в Тульской области в 2006-2008 годах, подписано 116 соглашений о сотрудничестве при реализации инвестиционных проектов между администрацией области и инвесторами на общую сумму около 530 млрд. рублей. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2008 году по отношению к 2005 году составил 131,3%.

Статистические показатели в сфере занятости населения Тульской области за 2006-2008 годы (таблица 1) свидетельствуют об их положительной динамике. В результате активной деятельности органов занятости населения и других социальных партнеров на рынке труда сократились масштабы общей безработицы, повысилась активность граждан в поиске работы, развились позитивные тенденции занятости, сформировавшиеся в период экономического роста.

Таблица 1

2006 год

2007 год

2008 год

Численность занятых граждан (на конец отчетного периода), тыс. чел.

777,0

784,0

764,0

Общая численность безработных (на конец отчетного периода), тыс. чел.

26,0

22,5

37,0

Уровень регистрируемой безработицы (на конец отчетного периода), %

0,91

0,87

1,01

Общая численность зарегистрированных безработных (на конец отчетного периода), тыс. чел.

7,3

7,1

8,2

Численность граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости (за отчетный период), тыс. чел.

29,9

27,8

25,7

Коэффициент напряженности: человек на 1 вакансию (на конец отчетного периода)

1,1

0,9

1,3

Численность безработных граждан, получающих пособие (за период), тыс. чел.

29,6

26,3

25,3

Средняя продолжительность безработицы (на конец отчетного периода), мес.

4,0

4,1

3,0

В то же время, несмотря на позитивные тенденции социально-экономического развития области, положение в сфере занятости остается сложным. Значительное влияние на сокращение численности трудовых ресурсов оказывает тяжелая демографическая ситуация и экологическая обстановка. Тульская область является областью с остро выраженной проблемой демографии стареющего региона.

Ключевыми проблемами, с которыми сталкиваются безработные граждане в процессе поиска подходящей работы, являются:

существенные различия между условиями найма и требованиями соискателей. Низкий уровень заработной платы по вакансиям, содержащимся в банке данных, делает их непривлекательными для потенциального работника;

высокие требования современного рынка труда к образованию и квалификации претендентов на рабочие места, их трудовой мобильности. Все выше ценится профессионализм, качество базового и дополнительного образования. В то же время основные представители регистрируемого рынка труда относятся к неконкурентоспособным категориям: лица, длительное время не работавшие и в связи с этим утратившие свою квалификацию; граждане, имеющие низкую квалификацию (уборщицы, сторожа, дворники, грузчики); выпускники без опыта работы; инвалиды, имеющие ограничения к труду по состоянию здоровья. Кроме того, как показывает практика, большинство работников, высвобождаемых в результате структурной перестройки производства, нуждаются либо в повышении квалификации, либо в получении новой специальности;

неравномерное распределение спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационным и гендерным признакам;

рост безработицы в сельской местности. На протяжении 2007-2008 годов уровень безработицы превышал среднеобластной показатель. Ситуация на сельском рынке труда усугубляется недостаточным спросом на рабочую силу;

сохранение значительной дифференциации районов области по уровню безработицы и напряженности на рынке труда вследствие различий в их экономическом развитии и низкой трудовой мобильности рабочей силы;

недостаточная материальная база центров занятости населения.

Кризисные процессы в мировой экономике не могли в той или иной мере не отразиться на экономике региона. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области (Туластата) численность экономически активного населения области к концу 2008 года составила 801,0 тыс. человек или около 52% от общей численности населения.

К концу февраля 2009 года по данным Туластата по сравнению с аналогичным периодом 2008 года численность занятых в экономике уменьшилась на 24,5 тыс. человек и составила 758,5 тыс. человек.

В связи с кризисными явлениями в экономике, начиная с октября 2008 года, стала возрастать численность граждан, уволившихся из организаций области по различным основаниям (сокращение численности или штата, собственное желание, соглашение сторон) и обращающихся в органы занятости населения за содействием в трудоустройстве.

Одновременно с увеличением численности обращающихся в поиске работы граждан снижается количество вакансий, заявляемых работодателями в органы занятости населения.

В текущем году продолжается негативное влияние кризиса на рынок труда.

Численность безработных к концу февраля 2009 года по данным Туластата составила 40,0 тыс. человек или 5,0% экономически активного населения. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года общая численность безработных увеличилась на 18,0 тыс. человек. Увольнение работников в основном производится в обрабатывающей промышленности, в том числе в машиностроении, металлургии, химической промышленности, строительстве, на транспорте и связи.

Кроме того, следует ожидать дополнительного роста численности безработных граждан из числа работников, переведенных на режим неполного рабочего времени и находящихся в вынужденных отпусках и простое. По данным мониторинга, проводимого департаментом труда и занятости населения Тульской области еженедельно, по состоянию на конец марта 2009 года более 150 организаций заявили о переводе части работников на режим неполного рабочего времени, предоставлении вынужденных отпусков и простое. Суммарная численность этих работников составила 27,0 тыс. человек.

Растет численность официально зарегистрированных безработных, которая в феврале 2009 года по сравнению с февралем 2008 года выросла на 5,2 тыс. человек и составила 12,0 тыс. человек, или 1,47% экономически активного населения.