3.1. В области системы государственного управления:
3.1.1. Организация реализации на территории области вышеперечисленных нормативно-правовых документов в части обеспечения социальной защиты и эколого-радиационной реабилитации населения и территорий.
3.1.2. Обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти, территориальных специально уполномоченных федеральными ведомствами государственных органов, организаций и предприятий по вопросам охраны окружающей среды, реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию, формирования единой политики в сфере управления воспроизводством водных биологических ресурсов.
3.1.3. Совершенствование организационных и экономических механизмов управления системой охраны и контроля за состоянием окружающей природной среды.
3.2. В области прогнозирования, программного планирования и инвестирования:
3.2.1. Анализ экологических, экономических и социально-психологических тенденций, состояния окружающей среды и медико-демографической ситуации; определение приоритетных направлений в области охраны окружающей среды, воспроизводства биологических природных ресурсов, реабилитации населения, пострадавшего в результате эколого-радиационного воздействия.
3.2.2. Участие в формировании бюджетной заявки и бюджета области на очередной год на основе федеральных и региональных программ и заказов.
3.2.3. Осуществление учета и контроля за поступлением и расходованием средств, поступающих в бюджет области на реализацию основных направлений эколого-радиологических программ и мероприятий по охране окружающей среды.
3.3. В области методологического обеспечения и нормативно-правового регулирования:
3.3.1. Обеспечение единой методологии действий служб контроля и надзора, организаций, учреждений и предприятий по вопросам охраны окружающей среды, радиологически и экологически обоснованного природопользования.
3.3.2. Анализ результатов деятельности и контроль за выполнением природоохранными службами области действующего законодательства РФ, нормативных документов Президента и Правительства РФ, губернатора Тульской области и областной Думы, направленных на улучшение экологической обстановки, охрану окружающей природной среды и здоровья населения, ликвидацию последствий чернобыльской и других радиационных катастроф, рациональное использование биологических природных ресурсов.
3.3.3. Совершенствование региональной нормативно-правовой базы охраны окружающей среды и рационального природопользования.
3.3.4. Организация проведения государственной экологической экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию, расширение объектов, а также работ, связанных с охраной окружающей среды и природопользованием, реабилитацией территорий, пострадавших от радиационного воздействия.
3.4. В области развития производственной инфраструктуры:
3.4.1. Организация работ по формированию прогрессивной производственной и рыночной инфраструктуры для решения региональных проблем экологии и охраны окружающей природной среды, ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
3.4.2. Содействие созданию предприятий различного типа для реализации мероприятий по охране окружающей среды, реабилитации территорий и населения, пострадавших от радиационного воздействия.
3.4.3. Содействие созданию и развитию рыбоводческих хозяйств области.
3.5. В области внешнеэкономических связей:
3.5.1. Организация межрегионального и международного сотрудничества по вопросам охраны окружающей природной среды и эколого-радиационной безопасности жизнедеятельности населения.
3.6. В области представительных и общих функций:
3.6.1. Содействие развитию системы экологического просвещения и образования населения.
3.6.2. Информационное обеспечение органов государственной власти, организаций и предприятий, общественных организаций и населения по вопросам экологии, состояния и охраны окружающей среды, проводимой органами исполнительной власти области политике в части создания экологически и радиационно безопасных условий жизнедеятельности населения.
3.6.3. Разработка мобилизационных документов и осуществление мероприятий, обеспечивающих готовность комитета, и закрепленных сфер деятельности к работе в условиях военного времени.