Социально-гигиенический мониторинг (далее - мониторинг) - государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.
Мониторинг осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Проблема организации мониторинга для нашей области является чрезвычайно актуальной. Свидетельством этого являются показатели онкологической заболеваемости, которые превышают среднефедеральные, показатели количества детей с врожденными уродствами (также выше средних по России). Из наблюдаемых пятнадцати классов болезней в области в течение последних восьми лет регистрируется рост по 12 классам. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья школьников в процессе обучения, когда процент больных детей увеличивается с 2-3% в 1 классе до 17-20% в 10 классе.
Демографическая ситуация характеризуется убылью населения - 11,2 на 1000 чел. населения, что объясняется высоким уровнем общей смертности - 18,2 на 1000 чел. населения и низким уровнем рождаемости - 7,0 на 1000 чел. населения.
Основными причинами смертности являются болезни органов кровообращения, злокачественные новообразования, травмы, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения.
Увеличению числа социально и экологически обусловленных болезней способствуют также распространение среди населения вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), снижение физической активности, нерациональное питание.
Ухудшается репродуктивное здоровье женщин. Так, удельный вес беременных, страдающих малокровием, резко увеличился - с 12% до 30%.
Ухудшаются структура и качественные показатели питания населения, сохраняется дефицит белков, микроэлементов, витаминов у значительной части населения, в том числе у детей. Недостатком таких важнейших элементов полноценного питания, как йод и железо, страдают от 20% до 60% детей.
Особенностью текущего момента в международной экологической стратегии является возведение в ранг основной задачи приоритета защиты здоровья населения от вредного воздействия факторов среды обитания. В нашей стране это положение закреплено Конституцией Российской Федерации. Охрана здоровья населения рассматривается как важный аспект обеспечения национальной безопасности.
Проблема установления причинно-следственных связей между состоянием (качеством) среды обитания человека и здоровьем населения является одной из ведущих социальных задач. Опыт ее разрешения в развитых странах мира уже на протяжении более трех десятилетий свидетельствует об ее актуальности и острой необходимости включения в систему государственного управления механизмов, регулирующих (определяющих) связь "среда-здоровье". Этот подход как элемент государственной политики закреплен международной Хартией об устойчивом развитии государств (Рио-де-Жанейро, 1993 г.).
Обеспечение устойчивого развития области неразрывно связано с построением инвестиционно-экономической политики и решением социальных, медико-профилактических и экологических задач.
Необходимость такого подхода иллюстрирует сегодняшняя ситуация в нашей стране, когда на фоне экономического спада углубляется кризис в состоянии здоровья населения. Причем, если выход из экономического кризиса может быть спрогнозирован во времени при принятии радикальных мер, то кризис в состоянии здоровья будет продолжаться даже после оздоровления экономики в результате определенной инерции в нормализации качества среды обитания, условий жизни человека, его физиологических особенностях. Это обусловливает необходимость создания информационной системы о состоянии среды обитания населения и влиянии его на здоровье уже сейчас, даже в условиях экономического спада.
Существующие методы и подходы к созданию такой системы базируются на "фотографировании" ситуации и требуют периодического обновления для определения динамики ситуации. Это обусловливает постоянный рост затрат и, главное, не дает возможности прогнозировать социальную ситуацию, состояние здоровья населения в результате проводимых или планируемых мероприятий (крупномасштабные инвестиции в промышленность, транспорт, здравоохранение и пр.).
Сам фактор "здоровье" определяется сегодня только показателями заболеваемости и демографии (результат) и затратами на органы здравоохранения (а не на здоровье населения). Практически не используются разработанные в последнее время у нас и за рубежом методические подходы качественного и количественного прогнозирования влияния фактора среды обитания на здоровье населения. Отсюда и остаточный принцип финансирования такой важной отрасли, как здравоохранение и профилактическая медицина (сохранение здоровья человека).
При использовании механизма определения степени влияния (в качественном и количественном выражении) факторов среды обитания на здоровье населения имеется возможность экономического исчисления здоровья населения, включения этого метода в расчеты эффективности, экономичности, рентабельности и других показателей экономической политики.
Следовательно, создаются предпосылки обоснования расходов на сохранение здоровья населения за счет финансирования инвестиционных проектов. Это обстоятельство очень важно в условиях дефицита муниципальных бюджетов. При этом определяется комплекс системного подхода к проблеме.
Областная целевая программа "Об организации социально-гигиенического мониторинга в Тульской области на 2001-2003 годы" (далее - Программа) разработана Федеральным государственным учреждением "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Тульской области".