ЗАКОН
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
от 27 февраля 2001 года N 232-ЗТО
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003 ГОДЫ"
Принят
Тульской областной Думой
15 февраля 2001 года
Утвердить Областную целевую программу "Об организации социально-гигиенического мониторинга в Тульской области на 2001-2003 годы" с финансированием на 2001 год в объеме 250 тысяч рублей из областного бюджета согласно разделу VIII Программы (прилагается).
При разработке проектов областного бюджета на 2002, 2003 годы предусмотреть финансирование вышеназванной Программы.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Тульской областной Думы
О.Д. Лукичев
Губернатор - глава исполнительного органа
государственной власти Тульской области
В.А. Стародубцев
к Закону Тульской области
"Об Областной целевой программе
"Об организации социально-гигиенического
мониторинга в Тульской области
на 2001-2003 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003 годы" ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование - Областная целевая программа "Об организации
Программы социально-гигиенического мониторинга в
Тульской области на 2001-2003 годы"
Основание для - Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-
разработки эпидемиологическом благополучии населения",
"Об утверждении Положения о социально-гигиеническом
мониторинге", постановление Правительства РФ
от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о
государственной санитарно-эпидемиологической службе
Российской Федерации и Положения о государственном
санитарно-эпидемиологическом нормировании"
Государственный - Федеральное государственное учреждение "Центр
заказчик государственного санитарно-эпидемиологического
Программы надзора в Тульской области"
Основной - Федеральное государственное учреждение "Центр
разработчик государственного санитарно-эпидемиологического
Программы надзора в Тульской области"
Цели и задачи - Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
Программы населения области путем снижения влияния на здоровье
человека вредных факторов среды его обитания;
- разработка и внедрение комплексной системы оценки
риска для здоровья населения, поддержание устойчивого
экономического развития региона на основе
медико-экологического благополучия.
Задачи соответствуют основным направлениям Программы
Основные - Федеральное государственное учреждение "Центр
исполнители государственного санитарно-эпидемиологического
Программы надзора в Тульской области", заинтересованные
департаменты и комитеты администрации области,
ведомственные организации
Сроки - 2001-2003 годы
реализации
Программы
Перечень - Правовое обеспечение мероприятий по организации
основных и ведению мониторинга в области;
мероприятий - формирование регионального информационного фонда;
Программы - выявление причинно-следственных связей между
состоянием здоровья населения и воздействием
факторов среды его обитания;
- расчет риска нанесения вреда здоровью населения
ведущими факторами среды;
- построение организационно-методической и правовой
систем управления здоровьем населения.
Источники - Областной бюджет
и объемы __________________________________________
финансирования | Год | 2001 | 2002 | 2003 | Всего |
|__________|_______|_______|_______|_______|
|(тыс.руб.)| 250,0 | 220,0 | 220,0 | 690,0 |
|__________|_______|_______|_______|_______|
Ожидаемые - Стабилизация санитарно-эпидемиологической
результаты обстановки в области;
реализации - стабилизация уровня общей неинфекционной
Программы заболеваемости населения, в том числе
детского населения;
- снижение общей смертности населения;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни
на 1-1,5 года;
- выявление основных загрязнителей среды обитания
человека и снижение или устранение их вредного
воздействия на здоровье населения;
- создание системы устойчивого экономического развития
области с учетом медико-экологического благополучия
Система - Отчеты и доклады о ходе выполнения Программы
организации в установленном порядке.
контроля за
исполнением
Программы
Социально-гигиенический мониторинг (далее - мониторинг) - государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.
Мониторинг осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Проблема организации мониторинга для нашей области является чрезвычайно актуальной. Свидетельством этого являются показатели онкологической заболеваемости, которые превышают среднефедеральные, показатели количества детей с врожденными уродствами (также выше средних по России). Из наблюдаемых пятнадцати классов болезней в области в течение последних восьми лет регистрируется рост по 12 классам. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья школьников в процессе обучения, когда процент больных детей увеличивается с 2-3% в 1 классе до 17-20% в 10 классе.
Демографическая ситуация характеризуется убылью населения - 11,2 на 1000 чел. населения, что объясняется высоким уровнем общей смертности - 18,2 на 1000 чел. населения и низким уровнем рождаемости - 7,0 на 1000 чел. населения.
Основными причинами смертности являются болезни органов кровообращения, злокачественные новообразования, травмы, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения.
Увеличению числа социально и экологически обусловленных болезней способствуют также распространение среди населения вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), снижение физической активности, нерациональное питание.
Ухудшается репродуктивное здоровье женщин. Так, удельный вес беременных, страдающих малокровием, резко увеличился - с 12% до 30%.
Ухудшаются структура и качественные показатели питания населения, сохраняется дефицит белков, микроэлементов, витаминов у значительной части населения, в том числе у детей. Недостатком таких важнейших элементов полноценного питания, как йод и железо, страдают от 20% до 60% детей.
Особенностью текущего момента в международной экологической стратегии является возведение в ранг основной задачи приоритета защиты здоровья населения от вредного воздействия факторов среды обитания. В нашей стране это положение закреплено Конституцией Российской Федерации. Охрана здоровья населения рассматривается как важный аспект обеспечения национальной безопасности.
Проблема установления причинно-следственных связей между состоянием (качеством) среды обитания человека и здоровьем населения является одной из ведущих социальных задач. Опыт ее разрешения в развитых странах мира уже на протяжении более трех десятилетий свидетельствует об ее актуальности и острой необходимости включения в систему государственного управления механизмов, регулирующих (определяющих) связь "среда-здоровье". Этот подход как элемент государственной политики закреплен международной Хартией об устойчивом развитии государств (Рио-де-Жанейро, 1993 г.).
Обеспечение устойчивого развития области неразрывно связано с построением инвестиционно-экономической политики и решением социальных, медико-профилактических и экологических задач.