Действующий

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ НАРКОМАНИИ И НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003 ГГ."

5.8. Создание системы профилактики наркомании в области


Антинаркотическая профилактика - это целостная, организуемая в рамках единой государственной программы система мер, которая имеет свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой определенный конечный результат и реализуется как государственными, муниципальными, так и общественными структурами.

Данная система предполагает "управление по уровням". Это административное управление, возлагаемое на областную межведомственную комиссию по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, и профессиональное управление, возлагаемое на специальные подразделения субъектов профилактики.

В системе здравоохранения

Проблема наркологии является частью психиатрии и до 70% больных наркоманией и алкоголизмом, по данным Министерства здравоохранения РФ, имеют второй психиатрический диагноз. Поэтому полный курс лечения такие больные должны проходить не только у нарколога, но и у психиатра, психотерапевта, медицинского психолога, т.е. должен соблюдаться принцип преемственности.

Главный психиатр области осуществляет стратегическое управление системой мер по решению проблемы предпосылок потребления наркотиков, преемственностью между наркологической и психиатрической службами и развитием системы психотерапевтической помощи, а также организует новое направление в психиатрии - микропсихиатрия для оказания медико-профилактической помощи детям от 0 до 5 лет.

Ведущей организацией в области в вопросах профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркологических больных является областной наркологический диспансер, который организует и проводит данную работу как внутри службы, так и с другими заинтересованными ведомствами и организациями.

Областной центр медицинской профилактики проводит организационно-методическую работу по профилактике наркомании, осуществляет разработку и реализацию комплекса медико- психологических реабилитационных мероприятий.

При комитетах по здравоохранению муниципальных образований с учетом местных условий и возможностей следует рассмотреть вопрос о выделении специалистов по психиатрической и наркологической помощи населению.

В лечебно-профилактических учреждениях за работу по профилактике, лечению и реабилитации несет ответственность главный врач. Рекомендуется создание отделов (кабинетов) профилактики, кабинетов психотерапевтической помощи и наркологической помощи в центральных районных больницах, исходя из местных условий и возможностей.

В системе образования

Понимание профилактики как систему мер позволяет выделить подсистему профилактической деятельности в образовательной среде, которая имеет специфические цели, задачи, средства и находится в компетенции органов управления образованием.

Исходя из объективных условий состояния наркологических проблем в стране и стратегии сдерживания наркомании, Министерством образования РФ разработана Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР), которая предлагает в качестве кардинального решения проблемы профилактики наркомании объединение в единый комплекс образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общей цели. Такой методологический подход позволяет максимально опереться на уже имеющиеся ресурсы и возможности общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования и других образовательных учреждений. КАПР позволяет вовремя, на максимально ранних этапах обеспечить выявление наркозависимых и перейти к лечению и реабилитации с последующей профилактикой срывов и рецидивов заболевания.

При определении основных направлений и содержания профилактической работы с детьми и молодежью департамент образования, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения опираются на КАПР и реализуют следующие задачи:

1. Вовлечение в профилактическую антинаркотическую деятельность всех без исключения учреждений системы образования (общего, профессионального, дополнительного), активное участие в антинаркотической деятельности педагогических работников различной специализации.

2. Повышение воспитывающего потенциала образовательных учреждений, направленного на формирование у детей и подростков установок на здоровый образ жизни. Улучшение качества образования за счет повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации учащихся.

В этих целях в образовательных учреждениях осуществляется:

- разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни (обучение и воспитание через предмет - валеология, ОБЖ, физическая культура);

- разработка и внедрение общешкольных антинаркотических мероприятий;

- тематические "круглые столы", дискуссии и конференции, ролевые игры и спектакли по проблемам противодействия наркотикам и иным ПАВ, тематические дискотеки "Молодежь против наркотиков".

3. Возвращение в образовательные учреждения детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию в связи с наркозависимостью и осуществление профилактической работы с ними по предотвращению срывов и рецидивов заболевания, оказание детям и молодежи консультативной, психокоррекционной и реабилитационной помощи, а именно:

- разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты для обучающихся среднего и старшего школьного возраста;

- формирование групп психологической поддержки лиц с проблемами зависимости среди подростков и молодежи, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Организация взаимодействия между указанными группами и руководством образовательных учреждений.

4. Осуществление антинаркотической профилактической работы в местах досуга детей и молодежи:

- организация социально значимой деятельности детей, подростков и молодежи по месту жительства (благоустройство микрорайона, проведение микрорайонных конкурсов на лучшие дворовые площадки);

- установление через социальных педагогов школы взаимодействия с муниципальными органами службы занятости населения для обеспечения рабочих мест и помощи в оформлении договоров на работу подростков во время каникул, в свободное от учебы время;

- организация летнего спортивно-ориентированного отдыха для детей и подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, а также для детей и подростков из групп риска наркотизации;

- составление социального паспорта микрорайона с определением "зон риска", связанных с распространением наркотиков, учетом "трудных и проблемных семей" микрорайона, организация на уровне дома, двора, уличного микросоциума благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ;

- организация на уровне конкретного муниципального образования, микрорайона под социальным патронажем образовательного учреждения, общественных многопрофильных детско-подростковых клубов, создание клубного пространства с обязательным привлечением к работе клубов, специалистов органов и учреждений по делам молодежи, социальной защиты населения, общественных и религиозных объединений для участия в постоянно действующих кружковых, студийных формах работы, в организации на уровне микрорайона праздников, спортивных и развлекательных программ.