ГУБЕРНАТОР ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 января 2002 года N 1

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ НАРКОМАНИИ И НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2003 ГГ."

Заслушав на губернаторском совете Тульской области сообщения руководителей структурных подразделений администрации области, правоохранительных органов и заместителей глав муниципальных образований о ходе выполнения областной целевой программы "Комплексные меры борьбы с распространением наркомании и незаконным оборотом наркотиков в Тульской области на 2001-2003 гг." (далее - программа), на основании ст. 30 Устава (Основного Закона) Тульской области ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Основным исполнителям программы обеспечить выполнение в полном объеме всех мероприятий данной программы, активизировать работу по профилактике наркомании среди населения и пресечению незаконного оборота наркотиков на территории области с учетом положений Концепции профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркологических больных в Тульской области.

2. Одобрить Концепцию профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркологических больных в Тульской области (приложение).

3. Рекомендовать главам муниципальных образований Тульской области на основе Концепции профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркологических больных в Тульской области разработать муниципальные программы по решению проблем распространения наркомании и обеспечить их реальным финансированием.

4. Рекомендовать главе муниципального образования "г. Щекино и Щекинский район" Ермакову В.Г. подготовить информационно- методические материалы об опыте работы администрации муниципального образования по борьбе с распространением наркомании на территории района для их тиражирования и направления областной межведомственной комиссией (Калинин Н.В.) во все муниципальные образования области.

5. Рекомендовать Управлению службы безопасности Российской Федерации по Тульской области (Лебедев В.П.), Управлению внутренних дел Тульской области (Рожков В.Д.) подготовить предложения для разработки и внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, направленных на усиление ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

6. Департаменту здравоохранения администрации области (Мельников В.А.) в срок до 30 марта 2002 года представить предложения и финансово-экономические расчеты по организации областного отделения (центра) реабилитации больных наркоманией в системе здравоохранения.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Тульской области Калинина Н.В.

8. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор Тульской области В.А. Стародубцев

Приложение

к постановлению губернатора

Тульской области

от 31.01.2002 N 1

Концепция профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркологических больных в Тульской области

1. Введение


Социальные и экономические преобразования, происходящие в Российской Федерации (РФ) в последнее десятилетие, сопровождаются ухудшением здоровья населения России. На первый план по темпам роста стали выходить различные варианты социопатий: наркомания, алкоголизм, венерические заболевания, туберкулез и ВИЧ-инфекции. Высокий уровень заболеваемости способствовал ухудшению демографических показателей и, в первую очередь, смертности. Растет численность инвалидов.

Среди многих проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, одной из основных является проблема наркомании как глобальная угроза здоровью населения страны.

Наркомания и алкоголизм являются ведущими факторами многих случаев насилия в семье, преступлений, преждевременной смертности, распространения ВИЧ-инфекции, что и определяет их особое медико-социальное значение.

Немедицинское потребление психоактивных веществ представляет опасность не только для отдельной личности, но и в целом для здоровья нации, а также угрожает экономике, правопорядку и политике государства, стабильности российского общества.

Наркологические заболевания характеризуются целым рядом системных расстройств. Токсическое действие психоактивных веществ (ПАВ) приводит к поражению мозга и важнейших внутренних органов, снижению иммунитета. Нарастают патологические изменения личности, эмоциональной сферы, поведения. Наблюдается деформация или полное прекращение отношений с семьей, нормальным социальным окружением. Нередко возникают устойчивые связи в среде систематических потребителей алкоголя или наркотиков, с криминальными слоями общества. Высок риск нарушения или прерывания процесса социализации - в связи с отказом от продолжения образования, профессиональной карьеры, уходом из дома, утратой жилища, бродяжничеством, проживанием в притонах, морально-нравственной деградацией. Эти лица совершают противоправные действия, подвергаются судебному преследованию. Потребление ПАВ, особенно внутривенным путем, играет наиболее значительную роль в эпидемическом распространение таких опасных болезней, как вирусные гепатиты и ВИЧ-инфекция. Совокупность всех этих факторов и обстоятельств формирует особую жизненную ситуацию больного, все стороны которой требуют своего внимания, целенаправленного воздействия и конструктивного разрешения.

Наиболее опасно раннее начало систематического приема ПАВ, прежде всего наркотических веществ. Наркологические заболевания, развиваясь в молодом возрасте, становятся причиной быстрой инвалидизации и преждевременной гибели лиц, страдающих ими, таким образом существенно снижая демографический, производственный и военный потенциал страны. Наркомания является многогранной государственной проблемой.

Во многих развитых государствах сегодня существует система правового, медицинского, социально-психологического и прочего обеспечения профилактики наркомании и реабилитации больных наркоманией, одновременно с мощной антинаркотической пропагандистской кампанией. Как правило, эта система находится под контролем и управлением государственных (правительственных) структур.

Во многих странах имеются комитеты по борьбе с наркотиками, основными задачами которых являются управление государственными программами и координация деятельности в этом направлении различных ведомств. Аналогичные структуры есть и на территориальном уровне.

В Российской Федерации работа по сокращению спроса на наркотики в обществе и профилактике наркомании сегодня ведется бессистемно, фактически без должной государственной поддержки. Внимание к проблемам злоупотребления наркотическими веществами со стороны средств массовой информации, институтов, формирующих культуру и нравственность, в большей мере объясняется стремлением к сенсационности, нежели к научно-обоснованной и системной работе.

Система лечения больных наркоманией несовершенна, практически не осуществляется их медико-социальная реабилитация.

Такое положение на фоне роста лиц, потребляющих ПАВ, количества преступлений, совершаемых ими под воздействием наркотических веществ, требует от общества принятия незамедлительных и компетентных мер.

Принципиально важно, чтобы в самое ближайшее время, была создана эффективная система защиты общества от распространения и последствий наркомании. Вместе с тем, необходимо радикально изменить отношение и общества к этой проблеме: от существующего достаточно равнодушного к активному противодействию. Каждый должен осознать тот факт, что профилактика наркоманией должна начинаться, прежде всего, в семье, в учебно-воспитательных учреждениях.

2. Ситуация в Тульской области


Наркологическая ситуация в Тульской области аналогична в целом ситуации по России. Негативные явления, связанные с немедицинским потреблением психоактивных веществ, в Тульской области стали нарастать с 1985 года, а с 1996-1997 годов приняли характер эпидемии.

В системе здравоохранения области в 2001 году зарегистрировано более 3-х тысяч больных наркоманией. Рост наркомании с 1997 года составил 95,5%.

Среди потребителей наркотических веществ (ПН) подавляющее большинство (около 70%) составляет молодежь. Средний возраст приобщения к наркотикам у мальчиков 14,2 года, у девочек - 14,5 года. Количество подростков, состоящих на учете с диагнозом наркомании, за 4 года увеличилось на 280% .

Особенно обращает на себя внимание рост состоящих на диспансерном учете больных наркоманией женщин, студентов, учащихся и неработающей молодежи. В 2,6 раза увеличилось количество юношей призывного возраста, имеющих наркозависимость.

По оценке Управления внутренних дел Тульской области, реальное количество потребителей ПАВ превышает 50 тыс. человек. Наркотики употребляют учащиеся и студенты практически во всех учебных заведениях областного центра. Социологические опросы подростков в г.Туле показали, что каждый 3-4-ый старшеклассник пробовал тот или иной наркотик. По данным психологического обследования более 60% старшеклассников входят в группу риска и имеют склонность к потреблению психоактивных веществ. Количество выявленных преступлений, связанных с потреблением наркотиков, увеличилось в области только за последний год на 58%.

Наркомания (внутривенное введение психоактивных веществ) тесно связана с ВИЧ-инфекцией и СПИДом. По сравнению с 1999 годом в 2000 году количество ВИЧ инфицированных выросло в 3,2 раза. Наиболее высокий уровень заболеваемости отмечается в возрасте от 18 до 25 лет.

Вышеуказанные процессы протекают на фоне роста смертности и ухудшения демографических ситуаций в целом.

Распространение наркомании в Тульской области имеет свои особенности: достаточно организованная структура наркоторговцев, транзит нелегальных наркотиков из Таджикистана, Украины и Северного Кавказа через Тульскую область, возможность культивации наркосодержащих растений в нашей климатической зоне, слабая скоординированность действий и разобщенность ведомств, проводящих профилактическую работу в этом направлении.

Для нашего региона характерны тенденции:

- рост незаконного оборота наркотических веществ, особенно героина, их доступность;

- увеличение числа полинаркоманий;

- преимущественное потребление внутривенных психоактивных веществ;

- рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией, гепатитом В и С среди потребителей ПАВ, более раннее (с 10-14 лет) начало употребления психоактивных веществ;

- появление сочетанных форм потребления наркотиков, токсических и других психоактивных веществ;

- широкая доступность так называемых "вовлекающих" наркотиков (анаша, марихуана), включение их в молодежную субкультуру, что обеспечивает их рекламу и снижение "порога страха";

- рост наркомании среди подростков женского пола;

- расширение ассортимента дешевой, нелегальной, суррогатной алкогольной продукции;

- скрытая пропаганда потребления психоактивных веществ в средствах массовой информации и рекламе;

- недостаточно сформированные антинаркотические установки среди населения, стремление переложить решение данной проблемы в основном на правоохранительные органы и здравоохранение.

При администрации Тульской области создана межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, которая выполняет определенную роль в координации деятельности ведомств и служб и проводит политику профилактики наркомании в области.

Наркологическую сеть в Тульской области возглавляет областной наркологический диспансер. Созданная в 1976 году и существующая до сего времени в системе здравоохранения наркологическая служба сыграла положительную роль в организации профилактических мероприятий и оказанию помощи лицам, страдающим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. В настоящее время в полном объеме осуществляется диагностика и лечение наркологических больных в т.ч. страдающих наркоманией.

В области отсутствует система реабилитации наркологических больных. Слабо представлена психотерапевтическая служба, развитие которой является столь необходимой в системе лечения, реабилитации наркологических больных и больных с пограничными психическими расстройствами.

Областной Центр медицинской профилактики (ОЦМП) является единственным в области медицинским профилактическим учреждением, целью которого, согласно положению, является организация и проведение научно-обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни. Профилактика наркомании является одним из многочисленных направлений Центра.

Отсутствие настороженности на раннее выявление детей с пограничными психическими расстройствами приводит к несвоевременному оказанию психиатрической помощи таким больным, к развитию хронического течения болезни, а также психосоматических заболеваний и формированию у них тенденций к потреблению ПАВ.

Таким образом, в Тульской области основное внимание уделяется первичным лечебным мероприятиям и недостаточно профилактике наркомании. Отсутствие системности в профилактике лишь способствует нарастанию наркологической проблемы.

Данная Концепция предлагает стратегию комплексной профилактики наркологических заболеваний, рассчитанную на 5 лет, и преследует следующую цель: уменьшение вреда (физического, психического, социального и экономического), причиняемого немедицинским потреблением психоактивных веществ отдельными лицами или группами людей, в результате скоординированных действий всех заинтересованных сторон.

3. Основные задачи, решение которых позволит достигнуть цели:


- совершенствование нормативно-правовой базы Тульской области по данной проблеме;

- организация системы управления наркологическими процессами в области;

- создание системы профилактики наркологических и психических заболеваний в области;

- совершенствование лечебного процесса наркологических больных в области;

- создание системы реабилитации наркологических больных в области;

- совершенствование межведомственного сотрудничества по проблеме наркомании в области;

- создание системы управленческих решений по проблеме по ведомствам и службам;

- определение источников финансирования;

- внесение дополнений и изменений в комплексную программу профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркологических больных;

- создание областного Центра профилактики наркомании.

4. Основополагающие принципы реализации Концепции


Активизация политики укрепления здоровья. Позитивные изменения деятельности структур органов исполнительной и законодательной власти региона, местного самоуправления являются эффективным средством воздействия на индивидуальные особенности и создания основы для укрепления здоровья населения на уровне области. При этом необходимо использовать два основных принципа:

- формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в их образе жизни;

- создавать условия в физической, психологической и социальной среде, благоприятствующие этим изменениям.

Научный подход. Проведение научных исследований и внедрение в работу специалистов новых методик и медицинских технологий является важнейшим звеном при решении проблем, связанных с немедицинским потреблением психоактивных веществ.

Мониторинг. Проведение по единой методологии научно-обоснованного, объективного, аналитического исследования проблемы наркомании.

Профилактика. Профилактические меры во всем мире считаются самыми эффективными и дешевыми средствами воздействия. Поэтому необходимо усилить те инфраструктуры, которые занимаются вопросами профилактики наркомании.

Создание единой системы. Эффективность профилактики, лечения и реабилитации больных наркоманией, зависит от создания единого, так называемого комплекса "технологическая цепочка".

Ресурсы. Необходимо в первую очередь мобилизовать ресурсы из различных источников на предотвращение немедицинского потребления психоактивных веществ, а не на борьбу с его последствиями. В то же время, важным является финансовое обеспечение и лечебно- реабилитационных мероприятий.

Межведомственное сотрудничество. Сотрудничество различных групп и организаций является ключевым для органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, занимающихся проблемой наркомании, неправительственных организаций, общественных, профессиональных и правоохранительных органов, представительств религиозных конфессий, организаций с многосторонними связями, частного сектора и общественных групп. Сотрудничество организаций и учреждений обеспечивает квалифицированную помощь и знания, требуемые для осуществления программ и консолидации усилий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»