Потребительский рынок Волгоградской области за период рыночных преобразований претерпел коренные изменения. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере экономики наиболее высокая. При этом торговля и платные услуги населению являются важной бюджетообразующей отраслевой системой.
Поступление налогов от торговли за 2000 год в бюджеты всех уровней составило 7 процентов, в валовом региональном продукте Волгоградской области доля торговли составляет более 10 процентов.
Современный потребительский рынок области отличается относительно высокой насыщенностью. Товарного дефицита нет, как нет и дефицита услуг населению.
На потребительском рынке области функционируют в настоящее время более 8 тыс. предприятий розничной и около 3 тыс. единиц оптовой торговли, 1,7 тыс. предприятий общественного питания, 2,0 тыс. предприятий бытового обслуживания. Кроме того, в этой сфере экономики зарегистрировано более 60,0 тыс. индивидуальных предпринимателей.
В 2000 году населению области реализовано продовольственных товаров на сумму 8,5 млрд. рублей и непродовольственных - на 10,7 млрд. рублей, оказано всех видов платных услуг на 7,0 млрд. рублей.
При общей активизации торговли сеть предприятий общественного питания сократилась почти на одну треть за счет закрытия средних и мелких предприятий общедоступной сети, где можно было получить продукцию массового спроса по доступным ценам. Преимущественное развитие получили малые рестораны и бары, обслуживающие высокообеспеченных потребителей.
В настоящее время на 10 тыс. жителей области приходится 6 предприятий общественного питания (до начала реформ - 8), тогда как в развитых странах Европы - 20 - 25, США и Японии - 30 - 35.
Более 80 процентов своих доходов население потратило на покупку продуктов питания, одежды, других товаров народного потребления и на оплату различных услуг и обязательных платежей.
Годовой объем производства потребительских товаров на предприятиях области в 2000 году составил 9,0 млрд. рублей, в том числе продовольственных товаров - 4,9 млрд. рублей, непродовольственных товаров - 3,0 млрд. рублей, винно - водочных изделий и пива - 1,1 млрд. рублей.
В результате реализованной стратегии приватизации на первом этапе рыночных преобразований произошло разъединение всех структур потребительского рынка.
Нарушилась система кредитования. Оптовое звено, ранее входившее в систему государственной торговли, потеряв оборотные средства из-за гиперинфляции в первые годы реформы, превратилось в мелкооптовые и оптово - розничные предприятия торговли. Изменив свои функции, они перестали играть роль основных поставщиков товаров и основных заказчиков и кредиторов предприятий, особенно легкой промышленности.
С переходом к рыночной экономике правовое регулирование в сферах торговли, бытового обслуживания населения и других сферах потребительского рынка претерпело значительные изменения. Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации недостаточно урегулировали вопросы правового положения субъектов торгового оборота, договорных отношений в сфере услуг, прав собственности на имущество и другие вопросы.
Основной целью подпрограммы является разработка направлений и мер стимулирования развития потребительского рынка области, выработка системы норм государственного регулирования рыночных отношений между производителями товаров народного потребления и различных видов услуг, продавцами и потребителями, обеспечение населения области качественными продовольственными и промышленными товарами местного производства.
Развитие отраслей, производящих потребительские товары, дает наиболее быструю, реальную отдачу, оздоравливает социальный климат, обеспечивает занятость рабочей силы с учетом имеющихся производственных мощностей, сырьевых и людских ресурсов. Целью подпрограммы является обеспечение их финансовой поддержкой.
Ликеро - водочное производство планируется наращивать за счет ужесточения требований к промышленному производству и обороту алкогольной продукции, производство пива и безалкогольных напитков - за счет внедрения современных технологий производства и реконструкции предприятий.
Функционирование оптового звена на потребительском рынке в условиях взаимных неплатежей стало наиболее острой экономической проблемой, которая оказывает негативное воздействие на все рыночные механизмы.
Удельный вес реализации товаров при посредничестве организаций оптовой торговли, в общем объеме реализуемой изготовителями продукции, составляет около 35 процентов.
Имеющиеся складские площади используются по назначению менее чем наполовину. Значительная часть их используется коммерческими структурами для розничной торговли.
Инфраструктура товарных рынков должна обеспечивать взаимодействие между производителями и потребителями, спросом и предложением. От эффективности работы оптового звена в значительной степени зависит эффективность функционирования всей экономики.
Целью подпрограммы является формирование системы, обеспечивающей взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков, способствующей свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства.
Формирование инфраструктуры оптовой торговли будут определять:
крупные оптовые структуры федерального масштаба (предприятия первого уровня);
оптовые предприятия регионального масштаба (предприятия второго уровня).
Для комплексного развития инфраструктуры товарных рынков Волгоградской области необходимы мероприятия по:
развитию оптово - посреднических организаций и складского хозяйства, отвечающих требованиям рыночной экономики;
формированию информационного обеспечения товарных рынков;
развитию тароупаковочной индустрии;
развитию транспортного обслуживания товарных рынков;