В Волгоградской области завершен первый этап земельных преобразований. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность более 6 млн. гектаров продуктивных земель, предоставлены земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, расширение личных подсобных хозяйств, для организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Органам местного самоуправления передано в ведение более 800 тыс. гектаров земель (1512 сельских населенных пунктов с прилегающими территориями). Введена платность землепользования. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков. Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней. Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра, развивается система государственной регистрации прав на землю.
Целью подпрограммы является обеспечение реализации правовых, организационных, финансовых, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2005 году в основном завершить осуществление земельной реформы и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами в Волгоградской области.
Подпрограмма реализуется в два этапа. На первом этапе (2001 - 2002 годы) осуществляются меры правового, организационно - управленческого, информационно - просветительского и технологического характера. На втором этапе (2003 - 2005 годы) проводятся ресурсоемкие мероприятия.
Государственная политика развития и стабилизации земельных отношений состоит в реализации многообразия форм собственности и хозяйствования и осуществляется по следующим направлениям:
передача земель в собственность юридических лиц и граждан;
установление принципов и порядка разграничения земель на земли федеральной собственности, областной и муниципальной собственности;
закрепление земель за предприятиями при расширении и строительстве дополнительных объектов на этих предприятиях;
инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в собственности;
установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;
определение принципов и порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
создание системы правового зонирования земель.
Решение задач укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает:
обеспечение гражданам возможности получить земельный участок;
обеспечение гражданам - собственникам земельных участков и земельных долей свободы распоряжаться этими землями в соответствии с законодательством;
активизацию информационно - разъяснительной работы среди населения о правах собственников земель.
Основные направления государственной политики по развитию рынка земли будут включать: развитие рыночного оборота земли в комплексе со связанной с ней недвижимостью, создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости, информационное обеспечение земельного рынка.
С целью совершенствования земельных преобразований при реализации подпрограммы необходимо осуществить нормативно - методическое обеспечение процесса договорного оформления отношений между пользователями земель и их собственниками, установить для сельскохозяйственных организаций правила бухгалтерского учета операций с земельными долями, уточнить списки сельскохозяйственных организаций, в отношении которых установлены особые условия реорганизации, сформировать специальный земельный фонд для расселения в сельской местности беженцев и других категорий мигрирующих граждан, а также для предоставления казачьим обществам земель, содействовать процессу концентрации земельных долей у эффективно хозяйствующих субъектов, в том числе путем сдачи земель в аренду и субаренду.
При проведении реформы предполагается исходить из необходимости повышения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствования системы земельных платежей, которое в рамках настоящей подпрограммы предполагает:
установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании;
расчет ставок земельных платежей в городах, исходя из направлений градостроительного использования городских земель;
выравнивание ставок земельных платежей, взимаемых с пользователей государственных и муниципальных земель;
ужесточение контроля за сбором земельных платежей, их централизацией в бюджеты;
завершение инвентаризации земель (в первую очередь - земель городов и других поселений), проведение их оценки, учета и государственной регистрации;
существенное сокращение льгот по земельным платежам;
увеличение дифференциации максимальных ставок в зависимости от рыночной оценки земли.
При реализации подпрограммы основными мероприятиями по ведению государственного земельного кадастра являются:
проведение кадастрового деления территории области в целях присвоения земельным участкам уникальных кадастровых номеров;
обеспечение единого порядка ведения государственного земельного кадастра по всей области;