В Волгоградской области проводится целенаправленная работа по реформированию жилищно - коммунального хозяйства. Изменена структура коммунальной собственности, жилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры ведомств приняты в муниципальную собственность. В районах и городах области созданы и стабильно функционируют муниципальные жилищно - коммунальные хозяйства.
Приватизировано 60 процентов жилого фонда, что на 10 процентов выше показателя по России.
Во всех муниципальных образованиях функционируют службы коммунальных субсидий.
Важнейшим направлением реформирования жилищно - коммунального хозяйства области является внедрение энергосберегающего оборудования и технологий.
За 1997 - 2000 годы заменено 292 морально и физически устаревших котлов на 143 котла новой модификации, выполнены работы по переводу 12 котельных с жидкого топлива на газ, с одновременной их реконструкцией и заменой оборудования на новое более экономичное.
Для отопления жилищного фонда и объектов соцкультбыта внедрено 504 автономных котла, смонтировано на их базе 290 автономных систем отопления. В целях увеличения срока службы котлового оборудования и тепловых сетей, сокращения расхода тепловой энергии в системах отопления, экономии топлива внедрены 84 комплексона, смонтировано 189 пластинчатых теплообменника.
На территории области установлено 2670 приборов учета, 6 частотных регуляторов, восстановлены методом наведенной проницаемости 94 водозаборные скважины (в 16 районах), дополнительно пробурено 17.
От ведомств в муниципальную собственность приняты 1,2 млн. кв. м жилья, 91 котельная, 273,6 км тепловых сетей.
Внедрение энергосберегающих мероприятий позволило сократить расход топлива на выработку 1 Гкал со 185 кг условного топлива до 161 кг. При увеличении стоимости газа на 14 процентов, печного топлива - в 3 раза, мазута - в 2,2 раза, нефти - на 129,3 процента себестоимость 1 Гкал тепла увеличилась только в 1,4 раза (со 120,4 руб. за 1 Гкал в 1996 году до 167,5 руб. в 2000 году).
Стоимость предоставления жилищно - коммунальных услуг на 1 кв. м общей жилой площади по итогам 2000 года составила 7,34 тыс. рублей. Фактический годовой объем услуг, оказываемых предприятиями жилищно - коммунального хозяйства области, приблизился к 3,0 млрд. рублей.
Создание жилищно - коммунальных комитетов с функцией "Заказчика" позволило разделить функции собственника, управляющей и эксплуатирующей организаций, что повысило взаимную требовательность сторон, контроль за качеством обслуживания, формированием цен и тарифов на жилищно - коммунальные услуги, ответственность перед потребителем. В 17 муниципальных образованиях объекты жилищно - коммунального хозяйства переданы муниципальным жилищно - коммунальным отделам (службам "Заказчика") в хозяйственное ведение, в 27 - в оперативное управление.
Применение на предприятиях жилищно - коммунального хозяйства контрактной системы найма и оплаты труда позволило поднять производственную дисциплину и снизить численность работающих на 15 - 20 процентов ниже нормативной.
Программой реформирования жилищно - коммунального хозяйства области к 2005 году предусматривается завершение организационно - технических мероприятий, обеспечивающих существенное снижение затрат на коммунальные услуги, переход на бездотационную работу отрасли.
Основными направлениями реформирования жилищно - коммунального хозяйства на период до 2005 года являются:
разграничение прав владения и управления жилищно - коммунальной собственностью;
создание рынка жилья за счет приватизации и изменения структуры жилого фонда по формам собственности;
введение договорных отношений в сфере эксплуатации и ремонта жилья и объектов инженерной коммунальной инфраструктуры;
переход жилищно - коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования и расширенного воспроизводства основных фондов путем поэтапного повышения платежей населения за жилье и коммунальные услуги при обеспечении социальной защиты малоимущих групп населения;
организация ресурсосбережения в отрасли путем замены морально и физически устаревших котлов на котлы высокой теплопроизводительности, внедрения автономных систем теплоснабжения, обработки и стабилизации подпиточной воды путем ввода ОЭДФК (комплексом), пластинчатых теплообменников, обладающих высокой теплоэффективностью и минимальными потерями в системах отопления и горячего водоснабжения, приборов учета и регулирования, использование систем автоматического регулирования, теплоизоляционных и новых кровельных материалов, восстановления водозаборных скважин;
формирование внебюджетных источников кредитования программы ресурсосбережения;
модернизация энергетического оборудования на базе современных достижений.
Объем инвестиций на внедрение в 2001 - 2005 годы намеченных мероприятий определен в 500 млн. рублей, в том числе 200 млн. рублей средств областного бюджета. Срок окупаемости затрат 1 - 2 года. Экономический эффект расчетно составляет 360 млн. квт/час электроэнергии, 308,6 тыс. Гкал тепловой энергии, 560 тыс. тонн условного топлива.
Предусматривается прием в муниципальную собственность от сельскохозяйственных организаций скважинных водозаборов, систем отопления, электросетей в непригодном для эксплуатации техническом состоянии. На обновление принятых объектов требуются дополнительные инвестиции по всем уровням бюджетов в объеме 420 млн. рублей.