Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ

Подпрограмма "Охрана окружающей среды"


Напряженность экологической обстановки в Волгоградской области обусловлена чрезмерной концентрацией на территории предприятий химической и нефтехимической промышленности, цветной и черной металлургии, машиностроения и электроэнергетики.

Объемы выбросов в атмосферу вредных веществ от стационарных источников загрязнения составляют 363,0 тыс. тонн, от передвижных 455,1 тыс. тонн. По данному показателю Волгоградская область - в числе 18 субъектов Российской Федерации из 89, имеющих наибольшие валовые выбросы загрязняющих веществ в воздушный бассейн.

Несмотря на снижение выбросов, загрязненность атмосферного воздуха остается значительной. В расчете на одного жителя области выбросы вредных веществ в атмосферу составляют 135 кг.

По области остро стоят вопросы загрязнения поверхностных вод, подземных водных горизонтов, питьевого водоснабжения населенных пунктов. Сброс сточных вод в водные объекты составил 225,7 млн. куб. метров, из них 66,2 млн. куб. метров загрязненных без очистки. Наиболее негативное влияние на водную среду оказывают предприятия жилищно - коммунального хозяйства (80,9% областного сброса) и сельского хозяйства (14,6%).

На предельной нагрузке работают введенные в 1975 году очистные сооружения г. Волгограда на острове Голодный (р. Волга).

Река Волга загрязнена сверхнормативным количеством нефтепродуктов, фенола, хлорорганических пестицидов, солями тяжелых металлов. Качество воды в границах г. Волгограда - единственного источника питьевого водоснабжения, места отдыха горожан, рыбохозяйственного водоема - не соответствует предъявляемым требованиям.

Сточные воды г. Волжского в объеме более 200 тыс. куб. м/сутки после очистки поступают в пруд - испаритель Большой Лиман и на земледельческие поля орошения. Проектная мощность очистных сооружений не позволяет обеспечить прием стоков в полном объеме, вследствие чего пруд - испаритель Большой Лиман регулярно переполняется, а неочищенные (в том числе химически загрязненные) воды попадают в рукав реки Ахтубы и уникальное природное образование - Волго - Ахтубинскую пойму.

Строительство и эксплуатация Волжского гидроузла привели к изменению режима водообеспечения рукава Ахтубы. Фактическое понижение уровня реки Волги в нижнем бьефе на 1 метр привело к проблеме обеспечения питьевой водой через водозаборы на р. Ахтубе жителей Ленинского (32,4 тыс. чел.) и Среднеахтубинского (52,6 тыс. чел.) районов. Поскольку основной причиной отсоединения р. Ахтубы от р. Волги является работа Волгоградского гидроузла, только с позиции ведомства (РАО "ЕЭС "России") и без учета экологической потребности в водных ресурсах других отраслей и создания экологической напряженности в вопросах водообеспечения населенных пунктов двух районов, необходимо проработать вопрос с Минтопэнерго России о привлечении их к частичному финансированию работ в объеме 350 млн. рублей.

В результате наполнения Волгоградского водохранилища происходит интенсивное изменение береговой линии. Отступление бровки берега водохранилища в пределах Волгоградской области за период 1961 - 1999 гг. составило 200 - 700 м. Эрозии подверглась береговая полоса на протяжении 40,1 км. В зону обрушения попали 28 населенных пунктов, в том числе и г. Камышин. Разрушены жилые дома, где проживают в основном пожилые, малообеспеченные люди. В связи с этим необходимы отвлечения бюджетных средств на берегоукрепительные работы, перенос и восстановление аварийного жилого фонда.

Из-за изменения отметок русла р. Волги в нижнем бьефе, а также резкого внутрисуточного колебания уровня при сбросе от 2 до 6 тыс. куб. м/сутки, происходит отшнуровка р. Ахтубы, остаются недоводообеспеченными населенные пункты Волгоградской и Астраханской областей. Расчистка русла р. Ахтубы не проводилась с 1990 года ввиду отсутствия финансирования.

Незначительная скорость течения воды в Волгоградском водохранилище приводит к бурному размножению сине - зеленых водорослей, что резко снижает возможность самоочищения водотока. Донные отложения в водохранилище аккумулируют в себе загрязняющие вещества. В результате идет вторичное загрязнение воды. Среднегодовое содержание вредных веществ в р. Волге, в районах городских водозаборов (нижний бьеф) за последний год превысило предельно - допустимые концентрации: нитратов - до 1,2 ПДК, нефтепродуктов - до 3,4 ПДК, фенолов - до 1,0 ПДК, меди - до 7,0 ПДК.

Серьезные проблемы возникли и у г. Волгограда. Дефицит в воде на хозяйственно - питьевые цели составляет около 270 тыс. куб. м в сутки. Покрытие его за счет расширения действующих водозаборных сооружений из р. Волги практически исключается в связи с уменьшением расхода воды ниже плотины ГЭС, что привело к определенным трудностям обеспечения города водой. Кроме того, качество поверхностных вод в р. Волге постоянно ухудшается, что требует дополнительных затрат на доведение ее до требований ГОСТа 2874-82 "Питьевая вода".

Наносится вред рыбным запасам. С 1965 года вылов рыбы в водоемах Волго - Ахтубинской поймы в пределах Волгоградской области снизился в 10 раз. Под угрозой оказались ценные породы рыб - осетровые и белорыбица. По данным лаборатории экологии проходных рыб Каспийского научно - исследовательского института рыбного хозяйства белуга в плотинной зоне Волгоградского гидроузла не встречалась с 1998 года, численность севрюги у плотины ГЭС во время нерестового хода и размножения остается очень низкой, в уловах встречается единично. Единственное нерестилище белорыбицы находится в 200 метрах ниже турбинной части плотины и в последующие годы нерест этого вида рыб вообще не наблюдался.

В области образовалось 1285,4 тыс. тонн токсичных отходов всех классов опасности. В расчете на квадратный метр территорий и одного жителя области наличие токсичных отходов составляет соответственно 11,3 тонны и 480 кг. На фоне обострения экологических проблем, связанных с образованием, ликвидацией несанкционированного складирования и захоронением бытовых и промышленных отходов, особую значимость приобретают инвестиционные проекты по строительству мусороперерабатывающих заводов с участием иностранных инвесторов. Намечается строительство комплекса по переработке отходов производства, заводов и производств по переработке твердых бытовых, отработанных нефтепродуктов, золошлаковых и шламовых, металлосодержащих отходов, супертоксикантов.

В подпрограмме заложены меры по изменению тенденции последних лет к сокращению инвестиций в объекты природоохранного назначения.

Дальнейшее экономическое развитие области намечается адекватной природоохранной политикой, обеспечивающей экологическую безопасность региона, с учетом экологических факторов при принятии экономических и социальных решений.

Основная цель подпрограммы - формирование условий и механизма снижения антропогенных воздействий на окружающую среду до экологически допустимого уровня, поддержание жизнеобеспечивающих функций биосферы, формирование действенных нормативно - организационных и экономических механизмов регулирования природоохранной деятельности и природопользования. Ближайшая и главная цель экологической политики - обеспечение экономического роста на базе новых технологических решений, ресурсосберегающих производств, сохранение природно - ресурсного потенциала, определение приоритетных экологических проблем и разработка мероприятий по их решению.

Современная экологическая позиция основана на принципах платности за природопользование и загрязнение окружающей среды выбросами, сбросами, бытовыми и промышленными отходами, изъятие природных ресурсов. Введение эколого - экономического учета качества и оценки природной среды, установление прав собственности на природные ресурсы, применение экономических стимулов способствуют их ресурсосбережению.

Природоохранная деятельность рассматривается как единая экологическая составляющая устойчивого развития области, как инвестиции в будущее, отрасль, приносящая доходы. Создаются условия для формирования экологического мировоззрения через экологический аспект в энерго- и ресурсосбережении, новых промышленных экологизированных технологиях.

Экономическим инструментом охраны природы и важным финансовым механизмом регулирования экологических отношений на 2001 - 2005 годы остается система экологических фондов, платность природопользования, экономическое стимулирование вложения средств инвесторов в охрану природы, рынок экологических услуг.

Реализация поставленной цели возможна при консолидации региональных усилий и координации действий на уровне Правительства Российской Федерации с национальными планами действий по охране окружающей среды и природопользованию.

В подпрограмме определены приоритетные и первоочередные направления в области охраны природы на 2001 - 2005 годы:

совершенствование государственного регулирования природоохранной деятельности и природопользования;

нормативное и правовое регулирование;

экологическая экспертиза;

сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, рациональное использование природных ресурсов, включая решение на межрегиональном уровне (Волгоградская область, Республика Казахстан, Астраханская область, Республика Калмыкия, Ростовская область) вопросов создания, развития и управления природными парками "Волго - Ахтубинская пойма", "Большая излучина р. Дона", "Приэльтонье", "Прихоперье" с участием государственного, общественного и бизнес - сектора;

обеспечение экологической безопасности;

обеспечение сбалансированности решения задач социально - экономического развития и сохранения благоприятного состояния окружающей среды и природного ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей населения.