Развитие всех базовых отраслей региональной экономики (промышленности, сельского хозяйства и оборонного комплексов), а также социальной сферы, невозможно без развития капитального строительства, эта отрасль в настоящее время приобретает особую значимость.
В период реализации подпрограммы главной задачей в капитальном строительстве является повышение эффективности капитальных вложений. Выделенные средства направляются преимущественно на завершение строительства социально - значимых объектов с высокой строительной готовностью. Особую значимость при этом имеет экспертная оценка разрабатываемых и реализуемых инвестиционных проектов и определение необходимых параметров социально - экономического развития области.
Капитальное строительство в настоящее время является достаточно развитой отраслью экономики Волгоградской области. Несмотря на кризис, обусловленный непоследовательностью проведения экономических реформ в данной отрасли, строительный комплекс области сохранил свой кадровый и материально - технический потенциал. Удельный вес поступлений налогов во все уровни бюджетов от строительства и промышленности стройматериалов составляет 17 процентов от поступлений всего реального сектора экономики области.
В 2000 году 2,5 тысячи подрядных строительных организаций Волгоградской области всех форм собственности освоили 6,94 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах в 1,9 раза больше уровня 1999 года. Реальные возможности позволяют выполнять гораздо больший объем строительно - монтажных работ, так как сегодняшний уровень использования мощностей составляет порядка 40 процентов. Потенциал мощностей подрядных организаций используется на территории и других субъектов федерации на конкурсной основе.
Имеющиеся мощности предприятий стройиндустрии и промстройматериалов позволяют без дополнительных капитальных вложений более чем в 2 раза увеличить их выпуск. В частности, это относится к предприятиям, производящим стеновые материалы, теплоизоляционные материалы, цемент, арматуру, кровельные материалы и керамическую плитку, которые вывозятся за пределы Волгоградской области в размерах от 30 до 80 процентов.
Все это позволяет подрядным строительным организациям и предприятиям промышленности строительных материалов Волгоградской области "вписаться" в современный уровень требований к качеству и стоимости готовой строительной продукции и стать достаточно адаптированными к современным экономическим условиям и требованиям строительной конъюнктуры.
Расположенные на территории области строительные организации готовы участвовать в восстановлении объектов производственной и социальной сферы республик Северного Кавказа.
В структурной перестройке строительного комплекса приоритетом является ориентация на силы областных подрядных строительных организаций и предприятий стройиндустрии, способных за счет имеющихся резервов мощностей (до 50 - 60%) и увеличения объемов капитальных вложений с 10,3 млрд. рублей в 2001 году до 20,1 млрд. рублей в 2005 году обеспечить эффективное развитие базовых отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства, а также социальной сферы. При этом, доля непроизводственного строительства в структуре общего объема инвестиций на территории Волгоградской области будет увеличена с 20 процентов в 2000 году до 25 процентов в 2005 году.
Планируемый рост объемов капитальных вложений в приоритетные отрасли региональной экономики за счет средств предприятий, кредитных ресурсов бюджетного финансирования и различных внебюджетных источников позволит увеличить объемы подрядных работ с 7,3 млрд. рублей и производства продукции стройиндустрии и промстройматериалов с 3,8 млрд. рублей в 2001 году до 12,3 млрд. рублей и 6,2 млрд. рублей в 2005 году соответственно.
Достижение стратегической цели и реализация основных направлений развития промышленности Волгоградской области в 2001 - 2005 годах будет обеспечено за счет финансирования инвестиционных проектов топливно - энергетического, металлургического, машиностроительного и оборонного комплексов, химической и нефтехимической промышленности, транспорта и коммуникаций, предприятий сельхозпереработки. Основным источником инвестиций станут собственные средства предприятий (прибыль, амортизационные отчисления и др.), а также привлеченные и заемные финансовые ресурсы. И лишь незначительная часть (10 - 25%) от общего объема инвестиционных проектов будет финансироваться из областного и федерального бюджетов.
Аналогичные подходы в части привлечения инвестиций заложены в развитие агропромышленного комплекса Волгоградской области. Более чем двукратное увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции и поступлений налогов к 2005 году в бюджеты всех уровней будет обеспечено за счет финансирования подпрограммы социально - экономического возрождения села.
За счет средств федерального и областного бюджетов в планируемый период намечена большая программа строительства дорог и мостов на территории области, включающая в себя строительство мостового перехода через р. Волгу, третьей продольной магистрали, реконструкцию автодороги Волгоград - Москва и ряд других.
За счет средств ОАО "Газпром", доли Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, областного бюджета и средств населения в области планируется построить за предстоящие 5 лет 4,8 тыс. км газовых сетей. Это позволит повысить уровень газификации населения области природным газом и довести его к концу пятилетки в целом до 88 процентов, в том числе на селе - до 55 процентов.
В 2001 - 2005 годах социальная сфера остается важнейшим направлением в деятельности администрации Волгоградской области. В соответствии с адресной инвестиционной программой в сфере здравоохранения намечено строительство и реконструкция новых и действующих медицинских учреждений, в целях развития физкультуры и спорта - бассейнов, стадионов и спортивных площадок. В целях сокращения диспропорции обеспеченности на территории области школьными местами и сокращения обучающихся во вторую смену намечена значительная программа по строительству школ и технических училищ.
В целях увековечивания памяти воинов - защитников г. Сталинграда в Великой Отечественной войне намечаются значительные работы по сохранению памятника - ансамбля "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане.
Развитие жилищной сферы является одним из приоритетов и имеет важное значение для развития экономики Волгоградской области, стимулирования развития социальной инфраструктуры и производства строительных материалов, изделий и конструкций.
Жилищная проблема является одной из самых острых социальных проблем в Волгоградской области и достаточно сложной в решении. Вместе с тем жилищное строительство является отраслью, способной содействовать экономическому росту экономики Волгоградской области. Разработанная подпрограмма жилищного строительства Волгоградской области на 2001 - 2005 годы предусматривает активное привлечение средств населения и предприятий (в том числе кредитных потребительских кооперативов), кредитных ресурсов, а также средств областного и федерального бюджетов.
Помимо выделяемых средств из федерального и областного бюджетов гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, военнослужащим, уволенным в запас, особое внимание в данной программе уделяется развитию ипотечного кредитования жилищного строительства.
В программе учтены рекомендации ученых г. Волгограда по:
ориентации ипотечного кредитования, в первую очередь на те категории населения, которые имеют свое незавершенное строительство жилья и нуждаются в небольшом ипотечном кредите, а также сохранение практики погашения кредита за счет собственной сельхозпродукции;
целенаправленности использования бюджетных средств и кредитных ресурсов;
приоритетности - в условиях ограниченности финансовых ресурсов обеспечения государством приоритетного финансирования жилищных программ;
учету индивидуальных особенностей и возможностей потребителей продукции жилищного рынка;
возможности оплаты части нового жилья за счет продажи уже имеющегося в собственности;
участию Волгоградского областного фонда жилья и ипотеки в получении заемных средств и использовании их на финансирование строительства жилья всем участникам регионального жилищного рынка Волгоградской области.
В соответствии с утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года N 28 "Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации" и сложившейся социально - экономической ситуацией на рынке жилья Волгоградской области разработка самодостаточной и эффективно работающей рыночной системы обеспечения жильем нуждающихся граждан является главной целью предлагаемого раздела подпрограммы. Для реализации указанной цели предусматривается решение следующих основных задач:
совершенствование законодательной и нормативной базы для реализации механизма ипотечного кредитования в Волгоградской области;
разработка и внедрение универсального механизма (например, система "Эффект") обеспечения притока долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов на рынок ипотечных жилищных кредитов;