2.1. Основными функциями комитета является осуществление государственной поддержки органов местной исполнительной власти в содержании и развитии муниципальных хозяйств с учетом их особенностей и условий перехода к рыночным отношениям, развитие конкуренции и акционирования, обеспечение приватизации объектов муниципального хозяйства с целью повышения качества работы систем жизнеобеспечения и сферы обслуживания населения.
2.2. Комитет координирует деятельность органов муниципального хозяйства районов и городов области, предприятий, объединений, учебных заведений, ассоциаций, акционерных компаний, проектных организаций и других субъектов хозяйствования, обеспечивающих функционирование систем жизнеобеспечения населения на основе правовых и экономических методов.
2.3. Проводит осуществление на территории области единой государственной политики в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной политики" в рамках компетенций, определенных этим Законом и Федеративным договором.
2.4. Проводит комплексный анализ, изучает тенденции, обобщает закономерности развития муниципального хозяйства, практику применения законодательства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и вносит в установленном порядке предложения администрации области, направленные на их совершенствование.
2.5. Принимает участие в разработке проектов программ комплексного развития муниципальных хозяйств, в том числе отдельных городов и населенных пунктов, а также представляет администрации области предложения по вопросам финансирования жилищно-коммунального хозяйства.
Выполняет функции заказчика по капитальному строительству объектов инженерной инфраструктуры населенных пунктов области.
2.6. Осуществляет регулирование развития инженерной инфраструктуры территории и качества городской сферы, а также контроль за исполнением принятых по этому вопросу решений администрации области.
2.7. Разрабатывает на основе рекомендаций Правительства Российской Федерации порядок перехода на новые системы оплаты жилья и коммунальных услуг.
2.8. Проводит единую политику цен на жилищно-коммунальные услуги, их применение с учетом имеющихся льгот для отдельных категорий потребителей.
2.9. Участвует в определении социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
2.10. Участвует в разработке отраслевых программ приватизации и акционирования жилищно-коммунального хозяйства и мероприятий по их реализации.
2.11. Осуществляет подготовку нормативно-правовой базы работы жилищно-коммунального хозяйства и участвует в разработке актов правового регулирования жилищных отношений на территории области.
2.12 В пределах своей компетенции организует исполнение природоохранного законодательства, участвует в разработке природоохранных мероприятий, обеспечивает контроль за их реализацией, участвует в ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий.
2.13. Обеспечивает разработку и утверждение в установленном порядке методических документов по вопросам использования и сохранности жилых и нежилых зданий, объектов муниципального хозяйства и приватизации жилого фонда, осуществляет контроль за их применением.
2.14. Участвует в рассмотрении проектов генеральных планов городов, городской черты, схем инженерного обеспечения, типовых проектов домов и объектов муниципального хозяйства и дает по ним заключение.
2.15. Осуществляет контроль за деятельностью районных (городских) бюро технической инвентаризации и соблюдением жилищного законодательства.
2.16. Осуществляет научно-техническое сотрудничество с соответствующими отечественными и зарубежными организациями, способствует созданию совместных производств, участвует в деятельности международных организаций в пределах своей компетенции.
2.17. Организует работу объединенной диспетчерской службы для обеспечения устойчивого функционирования инженерно-технических систем и коммуникаций с целью быстрейшей локализации аварий и недопущения их дальнейшего развития.
2.18. Осуществляет методическое руководство по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности в сфере муниципального (коммунального) хозяйства районов и городов области, обеспечивает обработку и представление статистической отчетности, а также сводной бухгалтерской отчетности согласно п. 74 Положения о бухгалтерском учете в Российской Федерации. (п. 2.18 в ред. Постановления Администрации Волгоградской области от 18.05.1994 N 231 НГР: ru 34000199400009)
2.19. Принимает участие в разработке планов гражданской обороны, обеспечивающих устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства как в военное, так и мирное время при возникновении производственных аварий, стихийных бедствий и катастроф, и принимает участие при ликвидации их последствий.
2.20. Осуществляет организацию подготовки и переподготовки кадров, а также повышение квалификации инженерно-технических работников.
2.21. Совместно с администрацией районов и городов области организует работы по подготовке и устойчивой работе жилищно-коммунального хозяйства в зимних условиях.
2.22. В целях сокращения профессиональных заболеваний и производственного травматизма работающих на предприятиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляет контроль за соблюдением законодательства в части охраны труда.