АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2009 года N 394-п

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

"Волгоградская правда", N 208 от 06.11.2009 г.


Для определения перспективы развития транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области, в целях реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р, федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848, и в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, одобренной решением коллегии Администрации Волгоградской области от 30 января 2007 г. N 1/1, Администрация Волгоградской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области на период до 2025 года.

2. Управлению транспорта и коммуникаций Администрации Волго­градской области, Управлению автомобильных дорог Администрации Волгоградской области в установленном порядке подготовить проекты долгосрочных областных целевых программ и ведомственных целевых программ для реализации Стратегии развития транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области на период до 2025 года.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации Волгоградской области по промышленности, транспорту и связи И.В. Стефаненко.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Администрации Волгоградской области

Н.К. Максюта

Утверждена

Постановлением

Администрации

Волгоградской области

от 26 октября 2009 г. N 394-п

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

1. Анализ состояния и проблем развития транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области


Волгоградская область является одним из регионов России, который может получить значительный экономический эффект от проходящих интеграционных процессов в сфере транспорта. Область обладает развитыми промышленностью, сельским хозяйством и транспортным комплексом, по ее территории проходят участки двух евроазиатских транспортных коридоров. Имея выгодное географическое положение, Волгоградская область обладает благоприятными предпосылками как для развития собственных внешнеторговых и межрегиональных связей, так и для обслуживания транзитных грузопотоков. Регион занимает важное место в системе обеспечения евроазиатских транспортно-экономических связей, в частности, на направлении Китай - Казахстан - Россия - Европа.

Одновременно федеральным центром инициировано развитие интегрированной системы комплексных транспортно-логистических комплексов в крупных экономических центрах страны на направлениях евроазиатских коридоров "Север-Юг" и "Транссиб", а также транспортно-экономических связей между регионами России.

Выгодное географическое и транспортное положение Волгоградской области в осуществлении евроазиатских экономических связей делает актуальной задачу включения ее региональной транспортной системы в состав международных транспортных коридоров (далее именуются - МТК).

Роль Волгоградской области на рынке транспортных и логистических услуг в перспективе будет постоянно возрастать, что связано с реализацией масштабных проектов по развитию транспортной системы России, включая строительство второй нитки Волго-Донского канала, которые предложил в своем Послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации в 2007 году.

Вхождение региональной транспортной системы Волгоградской области в сферу функционирования МТК делает необходимым приведение транспортной инфраструктуры в соответствие с международными требованиями. Создание логистических комплексов, обеспечивающих качественное управление транспортными потоками в составе МТК, является одним из таких требований и должно рассматриваться с позиций государственной транспортной политики.

Современная система транспортно-экономических связей Волгоградской области включает межрегиональные, внутриобластные, экспортно-импортные и транзитные связи.

Перевозки пассажиров транспортом Волгоградской области имеют различные тенденции и характеризуются следующими показателями:

Объем перевозок пассажиров транспортом Волгоградской области


----T----------------------------T-------------T--------------------------¬

¦ N¦ Наименование показателей ¦ Единица ¦ Значения показателей ¦

¦п/п¦ ¦ измерения +--------T--------T--------+

¦ ¦ ¦ ¦2004 год¦2005 год¦2006 год¦

+---+----------------------------+-------------+--------+--------+--------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦

L---+----------------------------+-------------+--------+--------+---------

1. Перевозки пассажиров тыс. человек 6232,0 7376,0 8404,0

железнодорожным транспортом

общего пользования

2. Перевозки пассажиров млн. человек 201,7 118,9 96,8

автобусами общего

пользования

3. Перевозки пассажиров тыс. человек 8317,3 4505,0 4027,5

внутренним водным

транспортом общего

пользования

4. Перевозки пассажиров тыс. человек 246,0 277,2 310,8

воздушным транспортом

---------------------------------------------------------------------------

Общий объем перевозок грузов универсальными видами транспорта в сообщении с Волгоградской областью в 2006 году составил 61,7 млн. тонн, в том числе перевозки железнодорожным транспортом - 30,5 млн. тонн, автомобильным транспортом - 28,8 млн. тонн, внутренним водным - 2,4 млн. тонн. По сравнению с 2004 годом общий объем перевозок увеличился на 1,8 процента.

Объем перевозок грузов в сообщении с Волгоградской областью в 2004 - 2006 годах

(млн. тонн)

----T---------------------------------------T-----------------------------¬

¦ N¦ Наименование показателей ¦ Значения показателей ¦

¦п/п¦ +---------T---------T---------+

¦ ¦ ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦

¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦

+---+---------------------------------------+---------+---------+---------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦

L---+---------------------------------------+---------+---------+----------

1. Перевозки грузов в межрегиональном и 52,6000 54,000 52,50000

внутриобластном сообщениях - всего,

в том числе:

железнодорожным транспортом 21,9000 24,900 22,30000

автомобильным транспортом 29,0000 27,500 28,60000

внутренним водным транспортом 1,7000 1,600 1,60000

воздушным транспортом 0,0007 0,001 0,00100

2. Перевозки грузов во внешнеторговом 8,0000 8,500 9,20000

сообщении - всего,

в том числе:

железнодорожным транспортом 7,6000 7,900 8,20000

автомобильным транспортом 0,2000 0,200 0,20000

внутренним водным транспортом 0,2000 0,400 0,80000

воздушным транспортом 0,0002 0,001 0,00002

---------------------------------------------------------------------------

В 2007 году общий объем перевозок практически не изменился. По сравнению с 2006 годом перевозки железнодорожным транспортом уменьшились на 4,6 процента, а перевозки автомобильным транспортом возросли на 4,9 процента.

Перевозки грузов на коммерческой основе, выполненные транспортными предприятиями Волгоградской области, в последние годы стабилизировались на уровне 24 млн. тонн. Наблюдается снижение перевозок железнодорожным транспортом при одновременном росте перевозок автомобильным и внутренним водным видами транспорта.

Отмечается, что показатель коммерческого грузооборота транспортных предприятий Волгоградской области за этот период демонстрировал устойчивую тенденцию роста как общих объемов перевозок, так и показателей по видам транспорта. Стагнация наблюдается только на воздушном транспорте.

Общий объем перевозок железнодорожным транспортом в 2006 году составил 30,5 млн. тонн, что на 3,4 процента выше уровня 2004 года. Отправление грузов увеличилось на 1,7 процента, прибытие - на 6,9 процента. Пик перевозок был пройден в 2005 году, после которого наблюдается спад.

В 2007 году по сравнению с 2006 годом объем перевозок сократился до 29,1 млн. тонн (на 4,6 процента), в том числе отправление грузов сократилось до 16,8 млн. тонн (на 9,9 процента), прибытие грузов возросло до 12,3 млн. тонн (на 3,6 процента). Удельный вес железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок универсальными видами транспорта в 2007 году составил 44,6 процента, в межрегиональных и внутриобластных - 37,3 процента, во внешнеторговых - 93,4 процента.

В общем объеме железнодорожных перевозок по Волгоградской области отправление грузов превышает прибытие, однако их соотношение постепенно выравнивается. Так, если в 2004 году доля отправления грузов в общем объеме перевозок составляла 62 процента, а в 2006 году - 61 процент, то в 2007 году она снизилась до 58 процентов.

Доля Волгоградской области в общероссийском объеме отправления грузов железнодорожным транспортом, имевшая до 2005 года устойчивую тенденцию роста, в последние годы сокращалась.

В товарной структуре перевозок грузов железнодорожным транспортом преобладают нефтяные и строительные грузы, черные металлы и металлолом, хлебные грузы.

В структуре межрегиональных перевозок грузов железнодорожным транспортом в сообщении с Волгоградской областью наиболее тесные транспортно-экономические связи приходятся:

по прибытию грузов - на регионы Приволжского, Уральского и Южного федеральных округов;

по отправлению грузов - на регионы Приволжского, Южного и Центрального федеральных округов.

Через территорию Волгоградской области осуществляются также транзитные перевозки грузов между регионами Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов и Южным федеральным округом. Основу железнодорожного транзита составляют черные металлы, продукция машиностроения, уголь, лес, нефтяные грузы, станки, оборудование, наукоемкая продукция машиностроения, химические грузы, удобрения, электроника.

Перевозки экспортно-импортных грузов железнодорожным транспортом в сообщении с Волгоградской областью в 2006 году составили 8,2 млн. тонн, что на 7,9 процента выше показателя 2004 года. Перевозки экспортных грузов возросли на 3,8 процента, импортных - на 10,6 процента.

Удельный вес Волгоградского узла, включая город Волжский, в общем объеме внешнеторговых перевозок области составляет более 60 процентов, в том числе по экспорту - 59 процентов и по импорту - 78 процентов.

В товарной структуре экспортных перевозок железнодорожным транспортом из Волгоградской области преобладают нефтегрузы. Среди других грузов - черные металлы, химические товары, зерно.

Наибольший удельный вес в товарной структуре импортных перевозок железнодорожным транспортом имеют черные металлы, химические товары, руда цветная и сырье, хлопок.

Основной объем экспортных грузов перевозится по железной дороге в страны ЕС и другие государства Европы. Импортные железнодорожные перевозки осуществляются в основном из стран СНГ.

Удельный вес Волгоградского отделения в общем отправлении грузов в контейнерах по Приволжской железной дороге превышает 60 процентов. Примерно половина перевозок приходится на крупнотоннажные контейнеры. Для работы с крупнотоннажными контейнерами открыт ряд станций отделения - Волжский, Сарепта, Камышин. На станциях Волжский, Волгоград-2 и Сарепта имеются агентства открытого акционерного общества "ТрансКонтейнер".

Удельный вес Волгоградского узла в экспортных и импортных перевозках контейнеров по области составляет 87 процентов.

Доля экспортных перевозок контейнеров в страны СНГ составляет более 58 процентов, Европы - около 32 процентов, Азии - 7 процентов. Доля импортных перевозок контейнеров из стран СНГ составляет более 65 процентов, Азии - более 21 процента, Европы - более 11 процентов.

Автомобильным транспортом Волгоградской области перевезено в 2006 году 28,8 млн. тонн, что на 1,4 процента ниже уровня 2004 года. В 2007 году перевозки автомобильным транспортом, по оценке, составили 30,2 млн. тонн, что выше уровня 2006 года на 4,9 процента.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»