Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2020 ГОДЫ

3.8. Совершенствование системы управления энергосбережением, совершенствование подготовки и обучения специалистов по энергосбережению


В целях успешной реализации предусмотренных Программой мероприятий необходимо провести работу по корректировке действующих и принятию новых нормативно-правовых актов в сфере энергосбережения. В частности, принять закон Волгоградской области об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Волгоградской области, внести изменения в Кодекс Волгоградской области об административной ответственности в целях установления (конкретизации) административной ответственности за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в части, не урегулированной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, внести изменения в нормативные акты, связанные с повышением требований энергоэффективности товаров и услуг, закупаемых для областных и муниципальных нужд, определить полномочия соответствующих органов исполнительной власти Волгоградской области, реализующих государственную политику в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, принять нормативные акты по закреплению контрольных параметров энергоэффективности для органов исполнительной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, установить механизмы стимулирования граждан и предприятий к энергосбережению, включить параметры энергосбережения и энергетической эффективности в региональную систему прогнозирования и мониторинга показателей социально-экономического развития, утвердить методику оценки энергоэффективности муниципальных образований, установить требования к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, перечень обязательных мероприятий по энергосбережению в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Немаловажное значение для стимулирования проведения энергосберегающих мероприятий имеет взвешенная тарифная политика в рамках полномочий, предоставленных областному органу тарифного регулирования, органам местного самоуправления.

Организацию реализации положений Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также мероприятий Программы осуществляют органы исполнительной власти Волгоградской области, органы местного самоуправления в рамках установленной компетенции. Методологические, координационные функции возложены на специализированные органы и организации: Межведомственный координационный совет Волгоградской области по энергосбережению, Научно-технический совет по повышению энергетической эффективности и ресурсосбережению Волгоградской области, государственное учреждение Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" (абзац 3 пункта 3.8 в редакции Постановления Администрации Волгоградской области от 16.01.2012 г. N 19-п, НГР: ru34000201200013).

Организация выполнения мероприятий Программы органами исполнительной власти и государственными учреждениями Волгоградской области осуществляется в соответствии с установленной компетенцией и полномочиями, а также в соответствии с Распределением полномочий органов исполнительной власти, государственных учреждений Волгоградской области по исполнению Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Планом первоочередных мероприятий по реализации в Волгоградской области государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утверждаемыми Главой Администрации Волгоградской области.

Основными принципами реализации Программы являются взаимодействие органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, применение программного метода управления, широкое использование мер стимулирования энерго- и ресурсосбережения, ответственность всех участников Программы, реализующих мероприятия Программы.

Органы исполнительной власти Волгоградской области организуют мониторинг энергетической эффективности в рамках области, по подведомственным предприятиям и организациям, методическое сопровождение, в том числе осуществляют разработку типовых программ энергосбережения. Администрации муниципальных районов и городских округов ставят задачи по энергетической эффективности на местном уровне, контролируют эффективность предоставления коммунальных энергетических услуг и работу муниципальных энергетических компаний и компаний, управляющих жилищным фондом. Организации и предприятия разрабатывают и реализуют производственные программы энергосбережения.

Государственное учреждение Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" осуществляет проведение организационно-технических мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий, модернизации оборудования, используемого для выработки тепловой энергии, передачи электрической и тепловой энергии, в том числе замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрению инновационных решений и технологий, расширению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии в рамках Программы. За счет внебюджетных целевых средств энергосбережения, полученных с применением регулируемых цен (тарифов) до 1 января 2011 г., финансируются мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, указанные в приложении 11.1 к настоящей Программе. Порядок направления внебюджетных целевых средств энергосбережения, полученных с применением регулируемых цен (тарифов) до 1 января 2011 г., на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, указанных в приложении 11.1 к настоящей Программе, определяется Администрацией Волгоградской области (абзац 7 пункта 3.8 в редакции Постановления Администрации Волгоградской области от 16.01.2012 г. N 19-п, НГР: ru34000201200013).

Выполнение мероприятий Программы и контроль за их реализацией осуществляется с помощью программного метода управления, включающего:

формализацию оценки результатов через установленные индикаторы (показатели), в том числе промежуточные;

установление системы отчетности и предоставления информации о ходе реализации мероприятий, в том числе подготовка сводных ежегодных отчетов о реализации Программы;

мониторинг выполнения мероприятий Программы по объему и срокам на основании представленной соответствующими органами и организациями отчетной информации;

ежегодную корректировку мероприятий и целевых показателей по результатам мониторинга и анализа хода выполнения Программы.

Достоверность мониторинга, эффективность прогнозирования и управления Программой обеспечивается путем использования данных единых муниципальных баз информационных ресурсов, государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, составления и анализа топливно-энергетических балансов, использования и развития информационных и коммуникационных технологий в области энергосбережения, в том числе создания единой автоматизированной системы контроля и управления, информационно-расчетных систем, обеспечивающих:

контроль за исполнением установленных показателей энергопотребления и энергоэффективности;

оптимизацию и мониторинг использования электрической и тепловой энергии, топлива и воды;

сбор, обработку данных и диспетчерское управление производством, переработкой, транспортировкой, распределением, хранением и потреблением энергетических ресурсов;

накопление и анализ данных об использовании энергетических ресурсов в областном и муниципальном хозяйстве.

В целях стимулирования проведения организациями различных форм собственности энергосберегающих мероприятий предполагается разработка мер поддержки в оснащении объектов приборами учета используемых ресурсов, установке автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии, оказании содействия в заключении энергосервисных договоров, информировании населения об установленных законодательством об энергосбережении обязанностях, о способах и наиболее эффективных мерах экономии энергетических ресурсов. Основой финансового обеспечения реализации энергосберегающих проектов станет целенаправленная инвестиционная политика, предполагающая в том числе тиражирование инструментов финансирования проектов повышения энергетической эффективности и энергосбережения.

Эффективным механизмом стимулирования энергосбережения является совершенствование государственной тарифной политики, в том числе:

установление долгосрочных экономически обоснованных тарифов, рассчитанных на основе метода доходности инвестиционного капитала;

установление социальной нормы потребления и дифференцированных тарифов в пределах и свыше данной нормы;

установление тарифов, дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням.

В целом это должно обеспечивать экономическую мотивацию к повышению энергетической эффективности и энергосбережению не только у потребителей энергии, но и у производителей электрической и тепловой энергии, других энергоснабжающих организаций.

Государственный контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется путем проверки достижения необходимых значений установленных индикаторов (показателей) - на основании представляемой информации и отчетов.

Подготовка специалистов и повышение грамотности населения в области энергосбережения должны иметь целостный, системный характер.

Основными целями создания информационно-образовательной системы в области энергосбережения являются:

а) повышение уровня подготовки и переподготовки специалистов в области энергосбережения, энергоэффективных технологий и энергетического менеджмента:

подготовка специалистов разного уровня в области энергосбережения, энергоэффективных технологий и энергетического менеджмента, создания и освоения экологически чистых источников энергии;