Основными задачами по повышению энергоэффективности бюджетных организаций являются снижение удельного потребления энергетических и материальных ресурсов при обеспечении санитарно-гигиенических требований для обслуживаемых лиц и работников учреждений.
Объекты бюджетной сферы являются весьма энергоемкими и ежегодно потребляют около 4 процентов количества (суммарного) потребляемых энергоресурсов в России. Потенциал энергосбережения в бюджетной сфере составляет 38 процентов от уровня потребления.
В медицинских учреждениях наиболее энергоемкую группу составляют электротермические установки для дезинфекции и стерилизации (автоклавы, сушильные шкафы, стерилизаторы, дистилляторы) - от 10 до 40 процентов электропотребления, холодильное оборудование - 5 - 10 процентов, освещение - 30 - 60 процентов, вентиляция и кондиционирование - 10 - 20 процентов.
В дошкольных учреждениях наиболее мощными потребителями электрической энергии являются электротермические установки пищеблоков. На освещение расходуется от 10 до 15 процентов от общего объема электропотребления.
Учреждения образования имеют четыре основные группы потребителей электрической энергии: освещение (50 - 70 процентов), системы тепло- и водоснабжения с электродвигателями (10 - 30 процентов), кипятильники и электрические плиты, потребляющие от 10 до 20 процентов электрической энергии, компьютеры и различные лабораторные стенды (до 10 процентов).
В административных учреждениях также имеется четыре основных группы потребителей электрической энергии: освещение (40 - 60 процентов), потребители с электродвигателями (10 - 30 процентов), электрические плиты, кипятильники, электрокамины, потребляющие от 20 до 40 процентов электрической энергии, компьютеры и другая офисная техника (10 - 20 процентов).
Утверждение нормативов энергопотребления, проведение энергетических обследований, установка приборов учета, ежемесячный анализ потребления топливно-энергетических ресурсов и воды, доведение сведений о лимитах потребления до организаций бюджетной сферы позволили добиться в организациях бюджетной сферы снижения объемов потребления ТЭР. За период с 2000 по 2009 год уменьшилось потребление газа на 12,54 процента, электрической энергии на 9,86 процента, тепловой энергии на 7,38 процента, воды на 18,1 процента.
В Программе предусмотрены мероприятия, направленные на оптимизацию затрат на энергообеспечение в структуре бюджетных расходов, с целевой установкой сокращения доли расходов на коммунальные услуги в общих расходах областного бюджета к 2015 году в 1,3 раза, к 2020 году - в 1,5 раза.
Однако резервы энергосбережения в бюджетной сфере далеко не исчерпаны и для дальнейшего повышения энергоэффективности в Программе предусматриваются следующие мероприятия:
повышение теплозащиты действующих общественных зданий, тепловых сетей и строительство новых зданий в соответствии с требованиями энергоэффективности;
дальнейшее внедрение приборов учета, контроля и регулирования расхода энергоресурсов;
внедрение экономичных источников электрического освещения;
организация контроля за использованием энергетических и водных ресурсов;
реализация проектов повышенной энергетической эффективности.
Важнейшим направлением реализации Программы в бюджетной сфере является привлечение частных инвестиций в решение вопросов энергосбережения. В Программе предусмотрены мероприятия по созданию условий формирования энергосервисной инфраструктуры и возможности заключения бюджетными учреждениями энергосервисных договоров, по которым расчет за выполнение работы будет осуществляться из полученной экономии по оплате коммунальных услуг.
Согласно Федеральному закону от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" органам государственной власти и местного самоуправления предписывается завершить проведение мероприятий по оснащению зданий и сооружений, используемых для размещения указанных органов и находящихся в государственной или муниципальной собственности, приборами учета используемых энергоресурсов и ввод этих приборов в эксплуатацию до 1 января 2011 г. Данное требование нашло отражение в программных мероприятиях.
Ситуация по оснащению приборами учета потребления энергоресурсов в бюджетной сфере Волгоградской области приведена в следующей таблице:
----T-----------------------T----------------------T----------------------¬
¦ N ¦ Наименование вида ¦ Количество ¦ Количество приборов ¦
¦п/п¦ энергоресурса ¦установленных приборов¦ учета, которые ¦
¦ ¦ ¦ учета ¦необходимо установить ¦
+---+-----------------------+----------------------+----------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
L---+-----------------------+----------------------+-----------------------
1. Тепловая энергия 920 1149
2. Вода 1989 1641
3. Электроэнергия 5474 442
4. Природный газ 906 110