В настоящее время, несмотря на некоторую стабилизацию экономической и политической жизни в стране, на все усилия, направленные на укрепление и поддержку семьи, на пропаганду семейных ценностей, которые предпринимает государство, продолжает разрушаться традиционная структура российской семьи, снижается уровень ее материального благосостояния и духовно-нравственного развития, увеличивается количество разводов и детей, рожденных вне брака, наблюдается рост социального сиротства и случаев жестокого обращения с детьми.
Волгоградская область не является исключением. По данным на 1 октября 2009 г., в области зарегистрировано свыше 126 тыс. малоимущих семей, в которых воспитывается более 180 тыс. детей. Более 45 тыс. детей растет в многодетных семьях, более 37 тысяч - в семьях одиноких матерей и отцов, свыше 7 тыс. детей - в опекунских семьях.
Глубокий системный кризис семьи, обусловленный асоциальным поведением в быту, насилием и отказом от родительства, приводит к постоянному увеличению числа выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2008 году в Волгоградской области было выявлено 2276 детей, оставшихся без попечения родителей, что на 5 процентов больше, чем в 2007 году (2161 ребенок), и на 15 процентов больше, чем в 2006 году (1940 детей).
Из года в год не уменьшается число лиц, лишенных родительских прав. В 2008 году 1426 детей были отобраны у родителей по решению суда, в 2007 году - 1440 детей, в 2006 году - 1272 ребенка.
Растет количество детей, у которых оба или единственный родитель лишены родительских прав. Если в 2006 году таких детей было 878, в 2007 году - 905, то в 2008 году их количество выросло до 972 человек, или почти на 11 процентов по сравнению с 2006 годом. Отмечается явление наследования социального неблагополучия в поколениях семей: родительских прав лишают граждан, которые в свое время детьми оставались без попечения родителей по той же причине.
Увеличивается число случаев жестокого обращения родителей с детьми: в 2007 году было зарегистрировано 59 таких случаев, в 2008 году - 74, за 9 месяцев 2009 года - 55 случаев.
Все более зыбким становится институт брака. Разрушение духовно-нравственных основ семьи привело к тому, что брак перестал быть единственной социально приемлемой формой взаимоотношений мужчины и женщины и как результат - наблюдаемый рост количества так называемых "гражданских браков", где партнеры предпочитают не связывать себя долгосрочными обязательствами, и рост количества разводов. По статистике, количество разводов неуклонно приближается к количеству заключенных браков. В 2006 - 2008 годах в Волгоградской области браков было заключено всего лишь в 1,6 раза больше, чем зарегистрировано разводов.
Значительно увеличивается число семей с несовершеннолетними, в которых родители разведены (в 2006 году - 6,5 тыс. семей, в 2007 году - 7,2 тыс. семей, в 2008 году - 7,3 тыс. семей). Причем в большинстве случаев семья распадается просто потому, что "прошла любовь", "не сошлись характерами", с возрастом у супругов возникли разные интересы и так далее. А ведь большинство семейных проблем вполне можно было бы решить, разобравшись в причинах их возникновения при помощи специалистов и получив навыки бесконфликтного общения на специальных занятиях. Но это возможно лишь в том случае, если брак воспринимается как абсолютная ценность, которую необходимо спасти любой ценой. Неслучайно в последние годы государство уделяет особое внимание мерам, направленным на поддержку института семьи, возрождение семейных традиций и ценностей, главная из которых - любовь к ребенку и забота о нем.
Из года в год растет количество детей, рожденных вне зарегистрированного брака, за 2005 - 2008 годы их доля среди всех родившихся достигла более 30 процентов.
Неполные семьи становятся стабильным источником пополнения регионального банка данных семей, находящихся в социально опасном положении, ежегодно их количество составляет более 60 процентов от общего количества семей, состоящих на учете. Так, по состоянию на 1 октября 2009 г. из 3110 семей (в них 5863 ребенка), включенных в банк данных, 2039 семей (65,8 процента) составляют неполные семьи, в которых воспитываются более 3600 детей (62,8 процента).
Учащиеся, проживающие в неполных семьях, также становятся основным источником пополнения рядов несовершеннолетних преступников, о чем свидетельствует среднестатистический образ малолетнего преступника, приведенный Волгоградским областным судом в результате обобщения уголовных дел. Это несовершеннолетний мужского пола в возрасте от 16 до 18 лет, совершивший преступление один, впервые, в трезвом виде, имеющий неполное среднее образование и проживающий в неполной и (или) неблагополучной семье.
Особую озабоченность вызывает увеличение количества детей, родившихся у несовершеннолетних матерей, - с 634 детей в 2007 году до 669 детей в 2008 году, и рост количества новорожденных в семьях, находящихся в социально опасном положении. Мы столкнулись с явлением рождения детей в семьях с признаками социального неблагополучия "ради материнского капитала". По сравнению с 2006 годом численность детей в возрасте до 2 лет в семьях, находящихся в социально опасном положении, выросла в 1,5 раза. При этом данные семьи не справлялись с обязанностью надлежащим образом заботиться о детях. Младенцы до года в этих семьях зачастую подвергались смертельной опасности, об этом свидетельствуют показатели смертности детей на дому. Так, в 2007 году в области было зарегистрировано 40 случаев смертности на дому детей первого года жизни, в 2008 году - 34 случая, причем в 70 процентов случаев - это дети, родившиеся и проживавшие в семьях социального риска. В 50 процентах случаев регистрировалась смерть от внешних причин (удушение, утопление, повреждения с неопределенными намерениями, ожоги).
Всего же по выявленным фактам неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних и жестокого обращения с детьми родителями или лицами, их замещающими, в 2008 году было возбуждено 127 уголовных дел по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации, составлено 7460 административных протоколов на родителей или лиц, их замещающих.
Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что все меры, предпринимаемые в регионе по решению вышеназванных проблем, несмотря на имеющиеся отдельные достижения, не приносят ожидаемых результатов, необходимы серьезные изменения самой системы профилактики социального сиротства и защиты детства, сложившейся в Волгоградской области. Эти системные изменения начались с 2006 года и продолжаются до сих пор.
Значительно изменилась структура комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Наряду с 47 муниципальными комиссиями была создана система из 444 общественных комиссий по делам несовершеннолетних, в состав комиссий были включены начальники милиции общественной безопасности. Финансирование из областного бюджета, которое стало осуществляться с 1 января 2006 г., позволило значительно укрепить кадровый потенциал (введены дополнительно 23 штатные единицы) и материально-техническую базу комиссий, предусмотреть средства на осуществление их текущей деятельности, включая реализацию профилактических программ.
С целью профилактики асоциальных явлений и правонарушений среди несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях с марта 2006 г. были введены должности школьных инспекторов милиции (98 единиц), организован внутришкольный учет несовершеннолетних с девиантным поведением и учет неблагополучных родителей. Результат их деятельности - снижение криминогенной обстановки среди учащихся закрепленных образовательных учреждений на 20,5 процента.
Разграничение полномочий между ветвями власти и передача функций реализации семейной политики из муниципалитетов на региональный уровень позволили создать сеть учреждений социального обслуживания, основанную на единых принципах управления, финансирования и контроля, существенно укрепить их материально-техническую и кадровую базу.
Опыт работы по семейному жизнеустройству детей, доказавший высокий социальный и экономический эффект при использовании нестационарных форм реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствовал активизации в регионе процессов деинституализации и оптимизации сети социальных учреждений, предоставляющих услуги семье и детям. За период с 2005 по 2008 год сеть всех специализированных стационарных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилась на 11 учреждений (с 49 учреждений в 2005 году до 38 в 2008 году), а численность воспитанников на 573 человека (с 2435 до 1862).
Процессы стандартизации и модернизации социальных услуг, внедрение инновационных технологий изменили подход к организации деятельности специалистов учреждений, заставили задуматься о качестве услуг, оказываемых семье и детям, об их результативности.
Низкая эффективность работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, которые, как правило, переживают стадию хронического кризиса и обладают малым реабилитационным потенциалом для восстановления, а также применение лишения родительских прав в качестве основной меры защиты ребенка в этих семьях показали необходимость изменения приоритетов в организации работы с семьей и детьми.
В настоящее время в регионе основными направлениями этой работы стали оказание ранней помощи и поддержки семье с целью предупреждения развития в ней кризиса, профилактика насилия и жестокого обращения, создание условий для мобилизации ресурсов семьи и ее ближайшего окружения с целью решения возникающих проблем и преодоления социальной самоизоляции семьи, организация системы активной поддержки родителей в воспитании и развитии детей, укрепление их родительской роли, совершенствование просветительской и образовательной работы с родителями.
Изменились подходы к организации работы с семьей и детьми - от заявительного к выявительному принципу работы с семьей, от принципа навязывания решений проблемы в семье извне к заинтересованности самой семьи в выходе из кризиса, от оказания видов помощи, порождающих иждивенчество в семьях, к помощи, направленной на самообеспечение малоимущих семей, развитие фермерства и предпринимательства.
Все эти процессы повлекли за собой необходимость изменения и самой стратегии работы с семьей.
В настоящее время в Волгоградской области идет процесс формирования семейно-демографической политики, ориентированной на укрепление ценностей семьи как основного института становления и развития личности ребенка, разрабатываются механизмы, направленные на поддержку здоровой российской семьи и на предотвращение семейного неблагополучия как основной причины социального сиротства.
Для эффективной реализации формирующейся семейно-демографической политики планируется использовать программно-целевой метод, который позволит организовать комплексную профилактическую работу с семьями, находящимися на ранней стадии социального неблагополучия, объединить усилия и возможности всех заинтересованных ведомств и структур для оказания эффективной помощи семье.
Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
Реализация Программы будет также способствовать совершенствованию региональной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов системы профилактики в организации работы, направленной на предупреждение семейного неблагополучия на ранних этапах его проявления.
Раннее выявление семейного неблагополучия позволит минимизировать затраты и усилия специалистов, необходимые для восстановления семьи и соблюдения прав ребенка, чаще применять практику ограничения в родительских правах, необходимую для проведения комплекса мероприятий, направленных на возвращение родителей к нормальному образу жизни, что позволит сократить число лишений родительских прав и сохранить детям кровную семью.