В ходе реализации программных мероприятий в Волгоградской области будет создана система работы с семьями, находящимися на ранней стадии семейного неблагополучия, начиная от этапа информирования, оперативного выявления данных семей, оказания им своевременной комплексной помощи до организации их социального сопровождения.
Созданная система будет способствовать сохранению и восстановлению семейной среды, благоприятной для воспитания ребенка, позволит обеспечить основные права ребенка жить и воспитываться в семье.
Широкая информационная кампания, организованная в рамках реализации Программы, с активным использованием современных технических средств (портал, сайт) и возможностей "четвертой власти" - средств массовой информации, печатной и наружной рекламы, организацией "круглых столов" и семинаров-совещаний для специалистов позволит существенно повысить уровень информированности населения и специалистов о комплексе услуг, предоставляемых социальными учреждениями различной ведомственной принадлежности, с целью обеспечения их доступности.
Оказание консультативных услуг в различных формах - очной и заочной (технология "секретной почты", детская "горячая линия") - консультирования, осуществляемого в интерактивном режиме при групповой и клубной работе с родителями и детьми, будет способствовать повышению воспитательного потенциала родителей и уровня их компетентности, позволит осуществить принцип доступности услуг и существенно увеличить количество граждан, получивших консультативную помощь.
Создание сети не менее чем из 105 социальных служб, работающих в общей парадигме ранней профилактики семейного неблагополучия, позволит значительно усовершенствовать систему выявления, информирования и консультирования семей и детей, нуждающихся в поддержке на ранней стадии развития кризиса, обеспечить их социальное сопровождение, существенно расширить перечень предоставляемых услуг и их доступность (абзац 5 раздела 6 в редакции Постановления Администрации Волгоградской области от 15.06.2011 г. N 260-п, НГР: ru34000201100546, Постановления Правительства Волгоградской области от 31.10.2012 г. N 458-п, НГР: ru34000201201460).
При этом необходимо отметить, что создание ряда таких служб потребует минимальных затрат и вложений. Например, для создания службы "универсальных социальных работников" в учреждениях социального обслуживания потребуются расходы на обучение социальных работников технологиям выявления и социального сопровождения семей, находящихся на ранней стадии неблагополучия, на проведение "круглых столов" для обмена опытом с коллегами и расходы на их материальное поощрение (абзац 6 раздела 6 в редакции Постановления Администрации Волгоградской области от 15.06.2011 г. N 260-п, НГР: ru34000201100546).
Социальный же эффект от деятельности этой службы очевиден - информация о выявленных случаях семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми будет поступать в учреждения социальной защиты населения незамедлительно даже из самых глухих сельских поселений, это позволит организовать своевременную помощь семье (абзац 7 раздела 6 в редакции Постановления Администрации Волгоградской области от 20.12.2010 г. N 702-п, НГР: ru34000201001439).
Организация комплексной помощи семье с мобилизацией ее собственных ресурсов и ресурсов ее ближайшего окружения, а также с привлечением межпрофессиональной команды специалистов позволит преодолеть раннюю стадию социального неблагополучия.
Повышению результативности работы с различными категориями семей, находящихся на ранних стадиях развития социального неблагополучия, будут также способствовать повышение уровня подготовки и профессиональной компетентности специалистов.
Экономический эффект при реализации Программы планируется достичь:
за счет раннего выявления семейного неблагополучия и минимизации затрат и усилий специалистов, необходимых для восстановления семьи, так как эти семьи, как правило, обладают хорошим реабилитационным потенциалом;
за счет оптимизации имеющихся ресурсов, расширения спектра предоставляемых услуг и обеспечения их доступности на базе действующих учреждений.
Оценка эффективности реализации программных мероприятий осуществляется по следующим показателям:
увеличение количества семей, выявленных на ранних стадиях социального неблагополучия, на 15 процентов ежегодно;
увеличение количества семей, преодолевших семейное неблагополучие на ранних стадиях, ежегодно на 15 процентов;
увеличение удельного веса семей, преодолевших раннее неблагополучие, к общему числу семей, выявленных на ранних стадиях социального неблагополучия и поставленных на патронаж в социальные учреждения, до 50 процентов;
увеличение удельного веса семей, ограниченных в родительских правах, к общему числу семей, лишенных родительских прав, с 4,2 процента до 6,2 процента (с 59 до 80 человек).