2.1. Многие зарубежные страны в настоящий момент завершили создание национальных инфраструктур пространственных данных, в ходе создания которых были определены проверенные практикой правила, процедуры и механизмы устройства национальной инфраструктуры пространственных данных как информационно-телекоммуникационной системы. Одна из главных целей такой инфраструктуры - обеспечение свободного доступа граждан, хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и органов местного самоуправления к национальным ресурсам пространственных данных, что обеспечивается в том числе и через глобальную сеть Интернет.
Анализ зарубежного опыта по созданию национальных инфраструктур пространственных данных показывает, что организацию работ по созданию и развитию национальных инфраструктур пространственных данных, как правило, осуществляет уполномоченный орган государственной власти, разрабатывающий и реализующий государственную политику в сфере информационных технологий и телекоммуникаций с широкими полномочиями в сфере координации деятельности органов государственной власти всех уровней и организаций посредством создания нормативной правовой базы, проведения единой научно-технической политики, внедрения новых технологий, обучения кадров. Государственные поддержка и финансирование, играющие важную роль на первых этапах создания и развития национальной инфраструктуры пространственных данных, по мере развития рынка этих данных и геоинформационных услуг сменяются взаимовыгодным партнерством бизнеса и органов государственной власти при сохранении этими органами функций государственного регулирования. Дальнейшее развитие инфраструктуры пространственных данных осуществляется на основе углубления межведомственного взаимодействия и распространения полученного положительного опыта на региональном и мест ном уровнях.
2.2. В августе 2006 г. распоряжением Правительства Российской Федерации одобрена Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, которой предусматриваются мероприятия по формированию организационной структуры, изменению нормативно-правовой базы, разработке единых федеральных требований и стандартов к построению географических информационных систем, создающихся в органах государственной исполнительной власти. Географические информационные системы являются средством сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных. Основой географических информационных систем являются пространственные данные. В рамках реализации названной Концепции в феврале 2007 года сформирована Межведомственная комиссия по пространственным данным Российской Федерации, осуществляющая координацию деятельности в сфере создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Региональные инфраструктуры пространственных данных призваны стать составными частями единой инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
2.3. В настоящее время органы государственной власти, органы местного самоуправления Волгоградской области, хозяйствующие субъекты создают и используют пространственные данные несогласованно, в рамках своих отраслевых интересов и полномочий. Единая инфраструктура пространственных данных не создается, работы по созданию пространственных данных, проводимые различными органами и организациями, часто дублируются. В настоящий момент очевидна объективная потребность создания пространственных данных, необходимых для использования научными организациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления Волгоградской области, хозяйствующими субъектами и гражданами для решения различных вопросов.
Создание инфраструктуры пространственных данных Волгоградской области позволит более эффективно решать вопросы социально-экономического развития Волгоградской области по основным направлениям хозяйственной деятельности, включая демографическую эволюцию, вопросы охраны окружающей среды, экологической безопасности и рациональною природопользования, транспортного развития, организации энергоснабжения, развития средств телекоммуникаций, градостроительства, сохранения и приумножения исторического и культурного наследия, развития промышленности и сельского хозяйства, обеспечения охраны правопорядка и безопасности страны, создания единого информационного и телекоммуникационного пространства Волгоградской области и прочие.
2.4. Проблемами, затрудняющими использование пространственных данных, являются:
разрозненность пространственных данных и метаданных, отсутствие единых требований, стандартов и форматов сбора, обработки, хранения и распространения пространственных данных, что исключает возможность совместного их использования;
отставание регионального и федерального законодательства в области геодезии и картографии, лицензирования видов деятельности, авторского права, информационных технологий от современных требований, предъявляемых органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами к содержанию, качеству и уровню доступности пространственных данных;
наличие ограничений на распространение пространственных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
потеря актуальности материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации.
2.5. Факторами, определяющими необходимость создания и развития инфраструктуры пространственных данных Волгоградской области, являются:
увеличение числа задач, требующих использования пространственных данных, созданных и хранящихся в электронно-цифровой форме;
распространение геоинформационных технологий как средства эффективного использования пространственных данных;
развитие информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет;
рост потребности в создании условий для оперативного доступа к пространственным данным;
интенсивное развитие инфраструктуры пространственных данных в зарубежных странах, в Российской Федерации, в других субъектах Российской Федерации.