Выбор состава и этапов реализации мероприятий Программы был осуществлен исходя из следующего подхода:
Учитывая относительную новизну и прогрессивность предмета, направлений и составных частей Программы реформирования, первый этап ее реализации в основном связан с проведением мероприятий по детальной диагностике существующей в Волгоградской области практики управления региональными финансами с ориентацией на выявление наиболее эффективных способов достижения цели Программы. Диагностические мероприятия в большинстве случаев соответствуют первым уровням показателей Программы.
Заполнение дополнительных таблиц на этапе разработки настоящей Программы также является одним из элементов первичной диагностики первого этапа Программы. Сформированные и представленные в составе документации заявки дополнительные таблицы будут корректироваться по мере проведения аналитических мероприятий первого этапа и разработки усовершенствованного состава показателей эффективности и методов их оценки. Обновленные и уточненные дополнительные таблицы будут представляться в составе отчетов об итогах реализации соответствующих этапов Программы.
Второй этап связан с разработкой нормативно-правовой основы, обеспечивающей создание технологий эффективного применения результатов реформ, с повышением прозрачности бюджетного процесса и с обеспечением заданного уровня прогресса, выраженного в росте эффективности управления региональными финансами и улучшении значений контрольных показателей эффективности.
Разделение видов мероприятий на этапы в данном случае носит достаточно условный характер и не свидетельствует о том, что Администрация области не будет осуществлять действий, характерных для достижения требуемого состояния управления региональными финансами второго и выше уровней на первом этапе. Напротив, эти действия в зависимости от комплексности планируемого конкретного мероприятия будут осуществляться либо параллельно с проведением этапа диагностики, либо сразу по его завершении и не связаны с отчетной датой.
Обоснование выбора конкретных мероприятий, планируемых к реализации в рамках настоящей Программы, приведено ниже и для удобства анализа пользователями построено в логике соответствия разделам и показателям, приведенным в заявке на участие в Программе реформирования.
3.1. Создание системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах
Анализ текущего состояния и обоснование необходимости реформы
Система учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах является важным элементом на пути внедрения принципов бюджетирования, ориентированного на результат, и повышения эффективности и результативности бюджетных расходов в целом.
В настоящее время формирование областного бюджета основано на финансовой оценке действующих и принимаемых обязательств Волгоградской области. При этом действующие обязательства приводятся в условия планируемого года в соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития области на очередной финансовый год, а принимаемые обязательства предлагаются к финансированию исходя из поставленных целей бюджетной политики.
Выработанный в предыдущие годы механизм формирования проекта областного бюджета обусловлен объективными причинами, такими как отсутствие на уровне Российской Федерации, так и Волгоградской области системы минимальных социальных стандартов, позволяющих не только установить стандарты качества предоставляемых услуг, но и создать непосредственно систему учета потребностей в бюджетных услугах.
Одним из условий качественного предоставления бюджетных услуг является оплата труда бюджетной сферы. В настоящее время в Волгоградской области оплата труда работников бюджетной сферы производится на основе Единой тарифной сетки, которая не позволяет заинтересовать работника в качестве предоставляемых услуг.
При расчете межбюджетных отношений в соответствии с Законом Волгоградской области от 26 июля 2005 года N 1093-ОД "О межбюджетных отношениях в Волгоградской области" учитываются объективные различия в стоимости бюджетных услуг для малонаселенных муниципальных образований и муниципальных образований, имеющих малокомплектные бюджетные учреждения; учтены объективные различия в стоимости коммунальных услуг, обусловленные не только наличием котельно-печного топлива, но и электроотопления, которое также является высокозатратным способом отопления. Методика расчета предусматривает учет различий в стоимости оказания бюджетных услуг в сфере дорожного хозяйства и транспортного обслуживания населения.
Большинство коэффициентов удорожания, применяемых в методике, являются либо универсальными, либо рассчитаны исходя из опыта построения межбюджетных отношений в Волгоградской области в предшествующие периоды. По-прежнему учитывается наличие объектов внешнего благоустройства, состояние тепло- и водопроводных сетей жилищно-коммунальной инфраструктуры, наличие муниципального жилого фонда и т.д.
В сфере образования прежде учитывалось количество посещений дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений. Начиная с 2008 года в качестве потребителей использована численность жителей соответствующего возраста, что позволяет более объективно учитывать различия в стоимости оказания бюджетных услуг.
Целостная системная оценка потребности в предоставляемых бюджетных услугах в области не проведена, отсутствует единый реестр бюджетных услуг и порядок его ведения.
План и этапы реформирования
Для целей настоящей Программы систему оценки потребности в бюджетных услугах необходимо разработать стандарты качества предоставления бюджетных услуг, развить по мере утверждения нормативно-правовые акты качественных и количественных показателей услуг, используемых для оценки.
Первым этапом реализации Программы должно стать развитие критериев оценки потребности и проведение непосредственно самой количественной оценки относительно новых критериев. При этом существующий до 2005 года перечень предоставляемых услуг в настоящее время необходимо пересмотреть и привести в соответствие с полномочиями органов государственной власти, установленными статьей 26.3 Закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". При этом перечень услуг должен быть конечным, т.е. четко и недвусмысленно описывать все виды расходных полномочий области.
Второй этап реформирования предполагает утверждение порядка мониторинга потребности в бюджетных услугах, а также порядка осуществления стоимостной оценки данной потребности и должен носить характер диагностики бюджетных услуг различных отраслей, механизм которой будет сопряжен с проведением социологических опросов, анализом различных статистических данных и прочей аналитической деятельностью, требующей значительных временных затрат. Результатом этой масштабной диагностики станет выявление сфер деятельности, повышение эффективности которых окажет большее влияние на достижение основной цели - рост уровня и качества жизни населения.
Необходимо провести анализ опыта регионов в области перехода на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы, направленную на заинтересованность работников в оказании качественных услуг.
На основании проведенного анализа на втором этапе создания системы учета потребностей представляется возможным утвердить перечень бюджетных услуг, по которым периодически должен осуществляться учет потребности в их предоставлении, разработать и утвердить порядок проведения ежегодной оценки потребности планируемым в бюджете ассигнованиям на исполнение полномочий.
По завершении формирования перечня бюджетных услуг и определения потребности в их предоставлении соответствующая информация будет размещена в СМИ и сети Интернет.
По итогам реализации первого и второго этапов реформирования ожидается, что отклонение потребности в предоставлении бюджетных услуг (по каждой из бюджетных услуг из утвержденного перечня) в стоимостном выражении в текущем финансовом году не будет отличаться более или менее чем на 15% от фактически предоставляемых услуг (объемов расхода бюджета на соответствующие цели).
Ожидаемые результаты
В результате выполнения данных мероприятий возникает возможность использовать результаты учета оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг при формировании расходов бюджета и соответствующий вклад мероприятия в возможность повышения эффективности и результативности предоставления бюджетных услуг.
При этом существенно снизится себестоимость предоставления бюджетной услуги, повысится качество предоставляемых бюджетных услуг и степень удовлетворенности потребителей бюджетных услуг.
Альтернативные механизмы