ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2009 года N 152
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД С 2009 ПО 2015 ГОД
(в ред. постановлений Главы Администрации Волгоградской области от 17.12.2009 N 1502, от 11.02.2010 N 186, от 07.04.2010 N 489, постановлений Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828, от 17.03.2015 N 216)
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", с целью совершенствования системы обеспечения радиационной безопасности населения Волгоградской области постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию обеспечения необходимого уровня радиационной безопасности населения на территории Волгоградской области на период с 2009 по 2015 год.
2. Утратил силу с 7 апреля 2010 года. - Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 07.04.2010 N 489.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Глава Администрации
Волгоградской области
Н.К.МАКСЮТА
КОНЦЕПЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД С 2009 ПО 2015 ГОД
(в ред. постановлений Главы Администрации
Волгоградской области от 17.12.2009 N 1502,
от 11.02.2010 N 186,
постановлений Губернатора Волгоградской обл.
от 10.09.2012 N 828, от 17.03.2015 N 216)
1.1. Концепция обеспечения необходимого уровня радиационной безопасности населения на территории Волгоградской области на период с 2009 по 2015 год (далее именуется - Концепция) определяет цели, задачи, состав, структуру, основные принципы и направления работ по обеспечению и поддержанию необходимого уровня радиационной безопасности на территории Волгоградской области как составного элемента общей радиационной безопасности на территории Российской Федерации.
1.2. Концепция разработана в соответствии с Федеральными законами от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом Волгоградской области от 30 октября 2001 года N 617-ОД "Об обеспечении радиационной безопасности населения Волгоградской области".
(в ред. Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 11.02.2010 N 186)
1.3. В Концепции используются следующие термины и определения:
а) радиационная безопасность населения (далее именуется - радиационная безопасность) - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;
б) радиационная обстановка - сложившаяся на определенной территории ситуация, обусловленная радиоактивным загрязнением или возможностью радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды (атмосферный воздух, почва, поверхностные и подземные воды, морская среда) и/или продуктов питания, сельхозугодий, лесного фонда и других объектов окружающей среды и характеризующаяся совокупностью радиационных параметров, прямо или косвенно отражающих величину воздействия или возможного воздействия радиоактивного излучения на человека и биологические объекты;
(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828)
в) уровень радиационной безопасности - степень защищенности, характеризующаяся составом, объемом и эффективностью мероприятий, необходимых для обеспечения нормативных значений показателей воздействия на людей всех факторов, формирующих радиационную обстановку на данной территории, а также степенью готовности к проведению мероприятий по ликвидации радиационных аварий и их последствий.
Уровень радиационной безопасности определяется администрацией территории по согласованию с территориальными органами соответствующих федеральных органов контроля и надзора в соответствии с требованиями федерального законодательства и соответствующих нормативных документов, а также с учетом научно-методических данных о характере формирования радиационной обстановки на данной территории;
г) обеспечение радиационной безопасности - скоординированная деятельность соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления по организации и реализации комплекса мероприятий по достижению и поддержанию необходимого уровня радиационной безопасности;
д) территориальная система радиационной безопасности - постоянно функционирующая система органов государственной власти и местного самоуправления, централизованно осуществляющих планирование, разработку и реализацию взаимосвязанных организационно-правовых, научно-методических, инженерно-технических и финансово-экономических мероприятий, направленных на обеспечение необходимого уровня радиационной безопасности на территории Волгоградской области;
е) контроль радиационной обстановки - деятельность соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, направленная:
на организацию и проведение контроля за соблюдением требований документов, регламентирующих вопросы радиационной безопасности;
на организацию оперативного получения информации о радиационной обстановке и характере ее воздействия на человека и окружающую среду;
(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828)
на оперативное формирование оценки текущих и прогнозируемых состояний радиационной обстановки в целях разработки и реализации соответствующих мероприятий по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности.
1.4. В соответствии с положениями федерального законодательства ответственность за обеспечение радиационной безопасности на территории субъекта Российской Федерации возлагается как на федеральные органы исполнительной власти, так и на органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках соответствующих полномочий.
1.5. Для обеспечения радиационной безопасности необходимы:
разработка и проведение комплекса мер правового, организационного, инженерного, научно-методического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательно-образовательного характера, направленных на обеспечение и поддержание необходимого уровня радиационной безопасности;
осуществление органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;
информирование населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;
обучение населения в области обеспечения радиационной безопасности.
2.1. В целях определения достаточности и необходимости совершенствования достигнутого уровня радиационной безопасности необходима его ежегодная оценка органами государственной власти Волгоградской области.
2.2. Оценка достигнутого уровня радиационной безопасности должна осуществляться на основании:
2.2.1. Показателей состояния радиационной обстановки:
а) уровень радиоактивного загрязнения окружающей среды;
б) индивидуальные и коллективные эффективные дозы облучения населения, полученные от всех источников ионизирующего излучения, присутствующих на данной территории;
в) количество лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения;
г) число произошедших радиационных аварий;
д) прогнозируемая вероятность возникновения радиационных аварий, их характер и масштаб.
2.2.2. Показателей уровня защищенности населения и территории:
а) наличие официально утвержденного механизма и критериев оценки эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности на территории Волгоградской области, в том числе:
перечня радиационных факторов, формирующих радиационную обстановку на территории Волгоградской области;
параметров необходимого уровня радиационной безопасности и параметров необходимого уровня эффективности контроля радиационной обстановки;
б) эффективность функционирования территориальной системы радиационной безопасности, в том числе:
оценка организационно-правовых, научно-методических, инженерно-технических, финансовых и социально-экономических средств, необходимых для обеспечения необходимого уровня защищенности населения и территорий от воздействия радиационных угроз, существующих и прогнозируемых по результатам контроля радиационной обстановки;
оценка достаточности имеющихся средств для обеспечения необходимого уровня защищенности населения и территорий (степень готовности к эффективному предупреждению или ликвидации последствий радиационных аварий на своей территории);
наличие механизма выбора приоритетных направлений работ по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности;
количество и степень эффективности мероприятий по радиационной безопасности, реализованных в текущем году;
наличие планов мероприятий по совершенствованию радиационной безопасности на последующие годы.
2.3. Нормативный механизм и критерии определения оценки степени воздействия радиационных факторов (оценки показателей радиационной обстановки) установлены Методическими указаниями от 30 декабря 1997 года N МУ-177-112.
2.4. Нормативный механизм и критерии оценки степени защищенности населения (оценка эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности) должны разрабатываться с учетом научно-методических данных о характере формирования радиационной обстановки на территории Волгоградской области и утверждаться органами государственной власти Волгоградской области по согласованию с соответствующими территориальными структурами федеральных органов контроля и надзора. Указанные механизмы и критерии должны соответствовать требованиям федерального законодательства, иных нормативных документов.
2.5. Результаты оценки радиационной безопасности населения ежегодно заносятся в радиационно-гигиенический паспорт территории.
Радиационно-гигиенический паспорт территории ведется органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере обеспечения радиационной безопасности, и подписывается первым заместителем Губернатора Волгоградской области.
(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 17.03.2015 N 216)
(п. 2.5 в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828)
2.6. Уполномоченные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии со своей компетенцией и на основании анализа результатов достигнутого уровня радиационной безопасности обязаны:
принимать решения о степени достаточности достигнутого уровня радиационной безопасности;
определять приоритетные направления совершенствования достигнутого уровня радиационной безопасности;
осуществлять разработку и реализацию программ и планов мероприятий по совершенствованию радиационной безопасности в рамках выбранных приоритетных направлений.
На текущий момент уровень обеспечения радиационной безопасности на территории Волгоградской области официально оценивается как удовлетворительный. Вместе с тем в части реализации делегированных Волгоградской области полномочий по оценке достигнутого уровня радиационной безопасности, по оценке наличия и эффективности функционирования организационно-правовой структуры, обеспечивающей деятельность по поддержанию и совершенствованию необходимого уровня радиационной безопасности, имеется ряд проблем:
3.1. В составе органов государственной власти Волгоградской области имеются постоянно действующие структуры, официально ответственные за обеспечение отдельных составляющих радиационной безопасности (за контроль радиационной обстановки и за готовность к проведению защитных мероприятий). Однако ни на одну из этих структур не возложена официальная ответственность за общее состояние радиационной безопасности на территории Волгоградской области, в том числе ответственность за анализ (оценку) состояния радиационной безопасности, а также за планирование с учетом результатов анализа и реализацию общих мероприятий по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности. В связи с чем на текущий момент отсутствует единый план мероприятий по обеспечению радиационной безопасности на территории Волгоградской области.
Функционирующий координационный совет по экологической и радиационной безопасности на территории Волгоградской области является совещательным органом и не может быть ответственным за обеспечение радиационной безопасности.
(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828)
3.2. Исключен с 10 сентября 2012 года. - Постановление Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828.
4.1. Целями Концепции являются:
а) сведение к минимуму (по возможности - исключение из жизни человека и окружающей среды) радиационных факторов риска и их отрицательного воздействия на здоровье человека и природу, обеспечение радиационно-безопасных условий для проживания и трудовой деятельности населения Волгоградской области;
(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828)
б) снижение и предупреждение необоснованного, дополнительного к природному (фоновому) радиационного облучения всех категорий населения:
от естественных (природных) источников ионизирующего излучения;
от техногенных источников ионизирующего излучения (в том числе при ликвидации возможных аварий);
от техногенных источников ионизирующего излучения при проведении медицинских процедур (диагностика, лечение).
4.2. Для достижения поставленных целей необходима планомерная, поэтапная работа по решению следующих задач:
изучение процессов формирования и развития радиационной обстановки, обусловленной всеми известными источниками ионизирующего излучения (как природного, так и техногенного происхождения), на всей территории Волгоградской области и в первую очередь на территориях с постоянным проживанием населения, находящихся в зоне воздействия радиационно-опасных производств;