Недействующий

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ (ПАРЛАМЕНТ) КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 апреля 2007 года N 94

О республиканской целевой программе "Здоровое поколение на 2007-2010 годы"

Утратил силу на основании статьи 48 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 02.12.2002 N48-РЗ "О нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики" RU 09000200200279

На основании подпункта "п" статьи 84 Конституции Карачаево-Черкесской Республики Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики постановляет:

1. Утвердить республиканскую целевую программу "Здоровое поколение на 2007-2010 годы".

2. Правительству Карачаево-Черкесской Республики представлять в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики информацию о ходе выполнения указанной программы ежегодно к 1 марта по 2011 год включительно.

3. Правительству Карачаево-Черкесской Республики представить на утверждение в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики отчет об исполнении указанной программы по истечении срока ее реализации.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики

С.А. Смородин



Приложение к постановлению

Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики

от 27 апреля 2007 г. N 94

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Здоровое поколение на 2007-2010 годы" Паспорт республиканской целевой программы "Здоровое поколение на 2007-2010 годы"


Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Здоровое поколение на 2007-2010 годы"

Наименование, дата, номер решения о разработке Программы

Протокол заседания Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 г. N 36

Государственный заказчик Программы

Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики

Основные разработчики Программы

Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики

Цель и задачи программы

Цели программы: медицинская поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности, улучшение питания беременных женщин, матерей и детей, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, улучшение демографической ситуации, повышение интеллектуального, трудового и оборонного потенциала республики. В том числе: - государственная поддержка семьи, - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, развитие материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства на основе оснащения их современной лечебно-диагностической аппаратурой и оборудованием, - повышение профессиональной подготовки медицинских кадров, - совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи, - обеспечение профилактики осложнений беременности и родов (кровотечений, токсикоза, гнойно-септических заболеваний), - обеспечение скринингового обследования беременных групп риска на внутриутробную и наследственную патологию, - профилактика и лечение патологии беременности, - выхаживание недоношенных детей, - улучшение питания беременных, кормящих матерей и детей раннего возраста, - обеспечение информационных технологий по проблемам охраны репродуктивного здоровья, по формированию здорового образа жизни, - внедрение новых профилактических и лечебных технологий, в том числе стационарозамещающих, - обеспечение мероприятий, направленных на сохранение соматического, психического здоровья детей и подростков, их гармоничное физическое и нервно-психическое развитие в современных социально-экономических условиях, - внедрение альтернативных форм физического воспитания, системы медицинских и педагогических мероприятий в процессе профессионального образования и подготовки к труду, создание устойчивой системы управления здоровьем в образовательных учреждениях.

Сроки реализации Программы

2007 - 2010 годы

Перечень мероприятий Программы

Улучшение материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений детства и родовспоможения. Внедрение новых технологий по укреплению здоровья беременных женщин и детей. Улучшение качества питания матерей и детей. Управление здоровьем детей в образовательных учреждениях. Профессиональная подготовка медицинских кадров. Информационная деятельность.

ИсполнителиПрограммы

Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования из республиканского бюджета - 192,2 млн. рублей: 2007 год - 8,1 млн. рублей 2008 год - 95,5 млн. рублей 2009 год - 44,8 млн. рублей 2010 год - 43,8 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Снижение основных интегрированных показателей службы материнства и детства в 2010 году: материнской смертности - до 15,0 на 100000 родившихся живыми, младенческой смертности - до 8-9 на 1000 родившихся живыми. Внедрение в практическую деятельность современных медицинских, психолого-педагогических технологий оздоровления женщин и детей. Обеспечение ранней диагностики болезней и оздоровление детей групп риска. Внедрение новых эффективных форм медицинского обслуживания подростков. Укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений службы родовспоможения и детства.



Введение


Общее руководство и контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики.

Основной задачей Программы является формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия.

Накопленный опыт решения вопросов по улучшению положения детей, наличие проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в Карачаево-Черкесской Республике подтверждают целесообразность и необходимость принятия данной программы.

Последовательное осуществление мер по улучшению положения детей должно привести к улучшению демографической ситуации в республике.

I. Цели и задачи Программы


Целью данной программы является создание условий для рождения здоровых детей, снижение показателей материнской и детской, в том числе младенческой, смертности, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

- совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи;

- укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства;

- внедрение в практику учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты населения современных медицинских, образовательных и психологических технологий, обеспечивающих сохранение здоровья;

- профилактика заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте;

- развитие информационных технологий в сфере охраны материнства и детства;

- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

II. Система программных мероприятий


Программа содержит конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на реализацию поставленных целей.

Данная программа включает как мероприятия по охране здоровья матерей, так и мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.

В рамках реализации программы предусматриваются следующие мероприятия:

- совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;

- пропаганда здорового образа жизни;

- строительство и реконструкция лечебно-профилактических учреждений детства и родовспоможения.

III. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В условиях экономических и социально-культурных трансформаций в Российской Федерации за короткий срок сформирована адекватная рыночным условиям и современному этапу развития законодательная база, найдены принципиально новые механизмы и институты осуществления государственной политики в отношении детей. Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации целевых программ по улучшению положения детей, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые требуют решения на республиканском уровне, в том числе улучшение репродуктивного здоровья населения.

В последние годы благодаря совместной деятельности органов и учреждений здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи матерям и детям, реализации мероприятий республиканских целевых программ удалось улучшить ряд показателей службы материнства и детства.

Однако вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного возраста продолжает увеличиваться количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. В результате показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне, превышая аналогичные среднеевропейские, и только 30 процентов новорожденных могут быть признаны здоровыми.

Воздействие экологических и социально-психологических факторов, интенсивность которого в последнее десятилетие многократно увеличилась, приводит к тому, что состояние здоровья детей оценивается как катастрофическое. Доля здоровых детей составляет в субъектах Российской Федерации от 4 до 10 процентов.

Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста, является неэффективность проводимых профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков, адаптацию к изменениям в социальной, экономической, экологической, образовательной среде.

Недостаточное внимание уделяется проблеме полноценного питания детей.

Практически не разрабатываются и слабо внедряются современные, научно обоснованные организационные технологии по созданию условий для нормального физического и нервно-психического развития детей, соответствующих возрасту.

Распространение наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма среди подростков требует принятия экстренных мер по противодействию потреблению наркотических средств и асоциальному поведению.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.

Демографическая ситуация в республике в 2005 году без существенных позитивных изменений в сравнении с 2004 годом. Показатель рождаемости достиг 11,9%о (12,0 % в 2004 году), естественная убыль населения 11,8 %о (11,6 % в 2004 году), низкий естественный прирост населения Карачаево-Черкесской Республики в 2004 году (+0,3) и в 2005 году (+0,1).

Наиболее выраженный отрицательный результат в демографической ситуации по-прежнему регистрируется у самой ранимой группы населения - детей первого года жизни.

Родилось живыми в 2005 году 5295 детей (5239 в 2004 году). Показатель младенческой смертности, признанный во всем мире одним из основных демографических критериев, отражающих уровень здоровья, культуры населения и качество оказания медицинской помощи, в 2005 году составил 9,8 на 1000 родившихся живыми, что на 20 процентов меньше 2003 года и чем по Российской Федерации (12,4 на 1000 родившихся живыми в 2003 году) выше, чем в развитых странах, где младенческая смертность около 5 на 1000 родившихся.

Ухудшение показателей воспроизводства населения в республике происходит на фоне снижения качества репродуктивного здоровья женщин - увеличивается число гинекологических заболеваний, бесплодия, осложнений беременности, родов и послеродового периода.

Остается высокой заболеваемость женщин детородного возраста. Индекс здоровья беременных женщин в 2005 году составил 36,2 процента (по Российской Федерации в 1998 году - 46 процентов). Анемией страдает 40,6 процентов беременных (по РФ - 41,5 процентов), заболеваниями почек - 15,2 процентов (по Российской Федерации - 21,2 процента), заболеваниями сердечно-сосудистой системы - 7,8 процентов (по Российской Федерации - 10,6 процентов), дисфункцией щитовидной железы - 13,1 процента (по Российской Федерации - 3,9 процента), что отрицательно сказывается на течении беременности и родов.

Значительно возросла частота инфекционных заболеваний, в том числе передаваемых половым путем, что ограничивает способность женщин к деторождению. Все это негативно отражается на состоянии здоровья новорожденных, заболеваемость которых достигла катастрофических цифр - 6789,3 на 10000 новорожденных в 2005 году (по Российской Федерации - 6085,1 на 10000 новорожденных в 2005 году).

Среди причин младенческой смертности по-прежнему преобладают состояния, возникающие в перинатальный период и первые семь дней жизни ребенка, что тесно связано с состоянием здоровья матери и качеством оказания медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным.

Резко изменилось репродуктивное поведение населения республики: лишь 58,4 процента наступивших беременностей заканчивается родами.

Отмечается снижение уровня общей заболеваемости детей от 0 до 17 лет с 122028,0 в 2004 году до 110818,7 в 2005году (по Российской Федерации составляет 191397,5 на 100000 детей) и общей заболеваемости подростков, которая в 2005 году составила 75912,4 на 100 000 подростков (по Российской Федерации - 172493,9 в 2004 году). Низкие цифры заболеваемости не отражают истинного состояния здоровья детей и связаны с отсутствием республиканской детской многопрофильной больницы, должной диагностической и лечебной базы педиатрической службы, недостаточной укомплектованностью врачами педиатрами, узкими специалистами, отсутствием специализированных детских аллергологического, гематологического, эндокринологического, гастроэнтерологического отделений.

На 4,7% уменьшилось количество детей и подростков, состоящих на диспансерном учете в 2005 году, и составила 89865 человек (94364 - в 2004 году). Потребность в санаторно-курортном лечении детей обеспечивается только на 55%.

Наряду с демографическими показателями и заболеваемостью, инвалидность является одной из главных характеристик общественного здоровья и социального благополучия. В республике насчитывается 3434 детей-инвалидов. Инвалидность среди детей в возрасте от 0 до 17 лет в 2005 году составила 3170 детей-инвалидов на 100 тысяч детского населения (3496,9 - в 2004 году), по Российской Федерации - 4060 детей-инвалидов на 100 тысяч детского населения.

Не решены вопросы своевременной диагностики различных заболеваний, в том числе внутриутробных инфекций, врожденных пороков развития, что увеличивает вероятность инвалидизации детей.

Дети до 2-х лет жизни из малообеспеченных семей недостаточно обеспечены бесплатным детским питанием. Необходимо организовать дополнительные молочные кухни в республике. Потребность в детском питании обеспечивается лишь на 25 процентов. В республике отсутствуют предприятия по производству детского питания. Значительно ухудшилось питание детей в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, интернатах.

Не получает полноценного питания большинство беременных женщин.

Ухудшение состояния здоровья населения и неблагоприятные демографические изменения в значительной степени обусловлены снижением уровня жизни, ухудшением питания, неблагоприятными условиями труда и быта, сокращением возможностей семьи для отдыха и оздоровления, занятий физической культурой и спортом.

Недостаточно используются средства массовой информации в целях пропаганды здорового образа жизни, информированности населения в вопросах репродуктивного здоровья, профилактики различных заболеваний, воспитания ответственного родительства.

В результате реализации мероприятий данной Программы планируется получить положительные результаты: улучшить материально-техническую базу детских учреждений и учреждений родовспоможения, снизить перинатальную смертность до 8-9 на 1000 родившихся живыми и мертвыми (по Российской Федерации составляет 10,17 промилле), снизить младенческую смертность не выше 8-9 промилле. Сократить количество случаев материнской смертности.

Все это позволит значительно улучшить демографическую ситуацию в Карачаево-Черкесской Республике, принять незамедлительных мер по изменению государственной политики в области охраны здоровья женщин и детей, сохранению генофонда многочисленных народов нашей республики.

Решение приоритетных задач по охране здоровья матерей и детей в условиях неустойчивого развития экономики и недостаточного финансирования системы здравоохранения наиболее оптимально в рамках целевых программ, что позволяет сосредоточить материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем.

Одной из первоочередных задач, стоящих перед службой родовспоможения и детства, является создание республиканской детской многопрофильной больницы и улучшения качества медицинской помощи беременной женщине и новорожденному ребенку.

Реализация мероприятий программы в полном объеме позволит улучшить здоровье женщин и детей, демографическую ситуацию в республике.

Приложение 1 к программе

Перечень мероприятий по реализации республиканской целевой программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»