С 2001 по 2007 год на территории Карачаево-Черкесской Республики совершено 3362 дорожно-транспортных происшествия, при которых погибло 727 и ранено 4911 человек .
Во многом сложившееся положение объясняется снижением уровня транспортной дисциплины участников дорожного движения. Основными причинами, способствующими совершению дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), являются: управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии, превышение установленной скорости, несоблюдение правил обгона, нарушение правил проезда перекрестков, а также нарушение Правил дорожного движения пешеходами.
Увеличение количества транспортных средств, снижение объемов и темпов строительства и реконструкции дорог, неудовлетворительная работа служб эксплуатации дорог привели к значительному ухудшению условий движения.
Не усовершенствована система взаимодействия контрольно-надзорных органов, недостаточно обеспечение техническими средствами и оборудованием для контроля за скоростными режимами движения, транспортно-эксплуатационным состоянием опасных участков дорог, движением тяжеловесных транспортных средств, технического диагностирования при проведении государственного технического осмотра.
В неудовлетворительном состоянии находится улично-дорожная сеть республики. Значительное количество автомобильных аварий, совершенных на федеральных дорогах, происходит при подъезде к городу Черкесску и на участке Черкесск-Домбай.
В результате некачественного ремонта покрытие проезжей части вновь разрушается. Дорожная разметка на некоторых участках дороги (в результате сохранения предыдущих линий разметки) представляет собой сеть линий, которые вводят в заблуждение участников дорожного движения.
Состояние улично-дорожной сети в городе Черкесске вызывает особую тревогу. Продолжает оставаться крайне сложной обстановка на ул. Ленина, где интенсивность транспортного потока достигла максимальных размеров.
В часы "пик" на перекрестках улицы образуются заторы, возникают многочисленные конфликтные ситуации. При проведении ежегодных комплексных проверок улично-дорожной сети совместно с заинтересованными ведомствами выявляется огромное количество недостатков в содержании и обустройстве дорог. Однако, большинство выявленных недостатков переходят из акта в акт, от одной проверки к другой.
Постоянно поднимается вопрос о состоянии тоннеля на 20 км федеральной автодороги Подъезд к международному центру отдыха "Архыз", который эксплуатируется уже более 17 лет с грубейшими нарушениями требований безопасности дорожного движения.
Недостаточно материально-техническое обеспечение подразделений государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике (далее - ГИБДД МВД по КЧР), учреждений скорой помощи, не на должном уровне находится система спасения и эвакуации пострадавших с мест ДТП, оказания им своевременной медицинской помощи.
В условиях резкого роста интенсивности дорожного движения возрастает необходимость повышения уровня деятельности ГИБДД МВД КЧР, а также укрепления доверия участников движения к этой службе. Министерством внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике (далее - МВД по КЧР) определен комплекс управленческих мер по наращиванию сил и средств в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и поиску новых форм и методов, от которых зависит в целом сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения. Как показывает действительность принимаемые меры явно недостаточны, уровень защищенности населения от ДТП остается низким.
Учитывая состояние детского дорожно-транспортного травматизма в республике, особое внимание сегодня нужно уделить воспитанию будущих полноправных участников дорожного движения. На слабом уровне находится методическое обеспечение и наглядная агитация во всех школах республики, организация и проведение конкурсов и викторин по безопасному поведению на дорогах.
В этих условиях возникает необходимость осуществления комплекса неотложных мер по совершенствованию деятельности всех субъектов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Необходимо обеспечить общественную поддержку мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, улучшить систему подготовки водителей и обучения населения правилам безопасного поведения на дорогах и улицах, особое внимание уделить профилактике правонарушений в сфере автодорожного движения среди детского и подросткового населения.
Высокий уровень аварийности в значительной степени определяется отсутствием источников целевого финансирования и работ по повышению безопасности дорожного движения.