ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2010 года N 87

О республиканской программе "Развитие конкуренции в Карачаево-Черкесской Республике на 2010-2012 годы"

Наименование в ред. постановления Правительства КЧР от 27.12.2012 N 563 RU 09000201200687

Изменения:

Постановление Правительства КЧР от 19.12.2011 N 488 RU 09000201100593

Постановление Правительства КЧР от 01.03.2012 N 92 RU 09000201200107

Постановление Правительства КЧР от 27.12.2012 N 563 RU 09000201200687

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р "О программе развития конкуренции в Российской Федерации", в целях формирования конкурентной среды на рынках товаров и услуг и благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, обеспечивающих соперничество хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках и создание экономически эффективных условий для обеспечения потребностей граждан в товарах и услугах

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить республиканскую программу "Развитие конкуренции в Карачаево-Черкесской Республике на 2010-2015 годы" (далее - Программа) согласно приложению.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего финансово-экономические вопросы.

Исполняющий обязанности

Председателя Правительства

Карачаево-Черкесской Республики М.Р. Кемов

Приложение к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.03.2010 N 87

Республиканская программа "Развитие конкуренции в Карачаево-Черкесской Республике на 2010-2015 годы" 2010 год


В паспорте Программы и далее по тексту слова "Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" заменены словами "Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики", слова "Государственный комитет Карачаево-Черкесской Республики по физической культуре, спорту и туризму" заменены словами "Министерство Карачаево-Черкесской Республики по физической культуре, спорту и туризму", слова "Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики" заменены словами "Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики" в соответствующих падежах

В пункте 10 раздела "Мероприятия по развитию информационной инфраструктуры и обеспечению прозрачности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления" и далее по тексту слова "Управление документационного обеспечения Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики" заменены словами "Управление документационного обеспечения Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики" в соответствующих падежах.

В пункте 6 раздела "Мероприятия по сокращению административных барьеров и поддержке предпринимательства" и далее по тексту слова "Государственный комитет Карачаево-Черкесской Республики по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати" заменены словами "Министерство Карачаево-Черкесской Республики по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати" в соответствующих падежах.

(Постановление Правительства КЧР от 01.03.2012 N 92 RU 09000201200107)

ПАСПОРТ программы "Развитие конкуренции в Карачаево-Черкесской Республике на 2010-2015 годы"


Наименование Программы

"Развитие конкуренции в Карачаево-Черкесской Республике на 2010-2012 годы"

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р "О программе развития конкуренции в Российской Федерации"

Государственный заказчик Программы

Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики

Основные разработчики Программы

Департамент потребительского рынка, услуг и лицензирования Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики; Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (по согласованию); Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики; Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики; Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики; Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики; Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики; Министерство Карачаево-Черкесской Республики по физической культуре, спорту и туризму

Цели Программы

Формирование конкурентной среды на рынках товаров и услуг и благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, обеспечивающих соперничество хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках и создание экономически эффективных условий для обеспечения потребностей граждан в товарах и услугах.

Основные задачи Программы

Формирование конкурентной среды и создание благоприятных условий для ведения бизнеса обеспечивается решением нижеследующих задач: создание механизмов предотвращения избыточ-ного регулирования; сокращение участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в экономической деятельности и сокращение административного вмешательства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов; развитие транспортной, информационной, финансовой, энергетической, логистической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка; создание условий для расширения рынка сбыта для субъектов малого и среднего предпринимательства ; сокращение барьеров входа на рынки товаров и услуг и выхода с них; создание благоприятных условий для появления новых участников на рынках товаров и услуг; обеспечение свободного доступа на различные рынки товаров и услуг для всех участников; развитие государственного заказа, расширение практики заказа социальных услуг на конкурсной основе; повышение информационной прозрачности деятельности органов власти; повышение доверия предпринимателей к действиям органов государственной власти и органов местного самоуправления; внедрение в общественное сознание и деловую практику идей добросовестной конкурентной борьбы и соперничества, являющихся неотъемлемой частью предпринимательской деятельности; совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе путем проведения "конкурентной экспертизы" принимаемых и действующих нормативных правовых актов; соблюдение органами государственной власти и органами местного самоуправления требований законодательства о защите конкуренции; реализация специальных отраслевых мер по развитию конкуренции в различных сферах (на агропродовольственном и строительном рынках, рынках розничной торговли, розничной реализации нефтепродуктов, туристических услуг, здравоохранения, услуг связи и информационно-коммуникационных технологий, жилищных и коммунальных услуг).

Мероприятия Программы

Перечень мероприятий Программы приведен в прилож ении 1.

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 2010- 2015 годы.

Исполнители

Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики; Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики; Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики; Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики; Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики; Министерство Карачаево-Черкесской Республики по физической культуре, спорту и туризму; Управление Федеральной антим онопольной службы Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (по согласованию); Территориальный орган Федеральной государственной статистики по Карачаево-Черкесской Республике (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики (по согласованию)

Финансовое обеспечение

Ресурсное обеспечение Программы осуществляется на безвозвратной основе из бюджета Карачаево-Черкесской Республики (в рамках действующих региональных целевых программ, направленных на реализацию мероприятий данной Программы)

Основные ожидаемые конечные результаты

Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются: повышения деловой активности, снижения уровня экономической концентрации на рынках; повышение конкурентоспособности производимых товаров и услуг; расширение рынков сбыта и их насыщение качественными товарами; обеспечение удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг, их доступностью, а также уровнем цен; производство товаров и услуг, максимально отвечающих запросам потребителей; рост инвестиций в технологии и инноваций на рынках товаров и услуг; повышение эффективности производства и производительности труда и капитала, используемых в процессе производства товаров и услуг. Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются: достижение показателей результативности программы; эффективное пресечение фактов нарушения законодательства о защите конкуренции, как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления; повышение уровня воспринимаемой конкуренции (на основе опросов участников рынков); повышение показателей удовлетворенности предпринимателей государственными и муниципальными услугами; увеличение показателя прозрачности деятельности органов государственной и муниципальной власти; расширение рынков сбыта для предприятий малого и среднего бизнеса; оказание большей части медицинских услуг в рамках конкурентной модели здравоохранения.

1. Введение

Конкуренция как форма организации экономической деятельности является одним из базовых институтов рынка, важнейшим условием его эффективности. Развитие конкурентных отношений служит необходимым условием для устойчивого экономического роста, повышения эффективности производства, решения ряда социальных проблем, насыщения рынков товарами и услугами с оптимальным соотношением цены и качества и т.п.

Политика развития конкуренции является неотъемлемой составной частью процесса рыночных реформ, ее конечная цель - повышение эффективности экономики и обеспечение условий экономического роста. Несмотря на то, что в Российской Федерации приняты меры, направленные на формирование конкурентной среды, во многих сферах рыночные отношения еще не стали определяющими факторами, ускоряющими процесс воспроизводства, конкуренция еще не приобрела созидательного характера, остаются сильными позиции монополизма в сфере производства и обращения.

Развитая конкурентная среда означает снижение издержек для производителей, более низкие цены для потребителей, повышение качества продукции, расширение ассортимента товаров и услуг. Следовательно, развитие конкуренции на рынках является одним из основных направлений повышения конкурентоспособности в целом. Очевидно, что реализация конкурентной политики в виде комплекса последовательных мер является одним из инструментов достижения целей социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики.

Региональная программа "Развитие конкуренции в Карачаево-Черкесской Республике на 2010-2015 годы" разработана на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р "О программе развития конкуренции в Российской Федерации" и в соответствии с нормами Федеральный закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В рамках данной Программы конкуренция понимается как соперничество экономических субъектов на соответствующих рынках за лучшие условия производства, реализации и приобретения товаров и услуг, а также соперничество экономических субъектов за рынки, технологии, новации, инвестиции, ресурсы и проч.

Программа развития конкуренции в Карачаево-Черкесской Республике является основой для реализации конкурентной политики и определяет ее приоритеты и основные направления до 2012 года.

Целью данной Программы является формирование конкурентной среды на рынках товаров и услуг и благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, обеспечивающих соперничество хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках и создание экономически эффективных условий для обеспечения потребностей граждан в товарах и услугах.

Достижение целей Программы обеспечивается решением таких основных задач, как:

создание механизмов предотвращения избыточного регулирования;

сокращение участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в экономической деятельности и сокращение административного вмешательства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов;

развитие транспортной, информационной, финансовой, энергетической, логистической, инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;

создание условий для расширения рынка сбыта для субъектов малого и среднего предпринимательства;

сокращение барьеров входа на рынки товаров и услуг и выхода с них;

создание благоприятных условий для появления новых участников на рынках товаров и услуг;

обеспечение свободного доступа на различные рынки товаров и услуг для всех участников;

развитие государственного заказа, расширение практики заказа социальных услуг на конкурсной основе;

повышение информационной прозрачности деятельности органов власти;

повышение доверия предпринимателей к действиям органов государственной власти и органов местного самоуправления;

внедрение в общественное сознание и деловую практику идей добросовестной конкурентной борьбы и соперничества, являющихся неотъемлемой частью предпринимательской деятельности;

совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе путем проведения "конкурентной экспертизы" принимаемых и действующих нормативных правовых актов;

соблюдение органами государственной власти и органами местного самоуправления требований законодательства о защите конкуренции;

реализация специальных отраслевых мер по развитию конкуренции в различных сферах (на агропродовольственном и строительном рынках, рынках розничной торговли, розничной реализации нефтепродуктов, туристических услуг, здравоохранения, услуг связи и информационно-коммуникационных технологий, жилищных и коммунальных услуг).

В Программе даны краткая характеристика и оценка конкурентной среды на ключевых товарных рынках, определены ограничения развития конкуренции и существующие барьеры входа на каждый из рассматриваемых рынков. Программа предусматривает как конкретные отраслевые задачи и мероприятия по развития конкуренции, определенные на основе выявленных ограничений конкуренции и барьеров, так и общеотраслевые задачи и мероприятия, направленные на улучшение конкурентной среды в целом и общих условий ведения предпринимательской деятельности.

2. Оценка инфраструктуры Карачаево-Черкесской Республики

Транспортная инфраструктура

Необходимо отметить, что дорожная инфраструктура в республике является не достаточно развитой. Так, каждый третий километр дорог в республике проходит по населенным пунктам, не имеющих искусственного электроосвещения. Это увеличивает число аварийных участков, а также отрицательно сказывается как на пропускной способности, так и на безопасности участников дорожного движения. Для решения этой задачи за последние два года были выполнены работы по устройству электроосвещения в ряде населенных пунктов.

Железнодорожное сообщение Карачаево-Черкесской Республики представлено лишь однопутной тупиковой веткой Невинномысск - Черкесск - Усть-Джегута, которая на севере примыкает к магистральной железнодорожной линии Ростов - Баку. По территории республики на расстоянии 49 км, осуществляется перевозка пассажиров и грузов железнодорожным транспортом, по маршруту Невинномысск - Джегута.

Частичным решением данного вопроса может стать восстановление ранее существовавшей железнодорожной линии Шедок - Курджиново протяженностью 30 км с ее реконструкцией под широкую колею. Это откроет дополнительный железнодорожный вход в республику со стороны Краснодарского края, обеспечит транспортную доступность жителям республики и туристам Ростовской области и Краснодарского края, создаст дополнительные стимулы для привлечения инвесторов в развитие экономики республики в области производства и добычи строительных материалов, заготовки и переработки леса в Урупском и Усть-Джегутинском районах.

Учитывая увеличивающийся в перспективе объем туристической инфраструктуры и потока туристов и отдыхающих в санаторно-курортных учреждениях, в республике требуется развитие региональной авиации. В этом плане перспективным выглядит проект строительства в Карачаево-Черкесской Республике аэропорта регионального значения.

В связи с активным развитием внутреннего туризма в России крайне повысился интерес к туристско-рекреационному комплексу "Домбай - Архыз". Однако автодороги, ведущие к этим туристическим центрам, построены в конце 50-х - в начале 60-х годов прошлого века в расчете на небольшую интенсивность движения и нагрузки, которые абсолютно несоизмеримы с современными.

В настоящее время в Карачаево-Черкесской Республике реализуется региональная политика развития транспортного комплекса, которая также оказывает влияние и на общий уровень конкуренции в регионе. Так, основными целями политики являются:

повышение эффективности транспортной инфраструктуры, обеспечивающее снижение транспортных издержек для хозяйствующих субъектов;

повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса;

повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Информационная инфраструктура

Информационная инфраструктура является одной из составляющих инфраструктуры развития предпринимательства и конкуренции в регионе, тесно взаимосвязана с такими базовыми системами социально-экономического пространства региона как финансовая, ресурсная, материальное обеспечение, подготовка и переподготовка кадров и др.

Развитие конкуренции сдерживается наличием недостаточно развитой информационной инфраструктуры, позволяющей производителям изучать потенциальные рынки сбыта и устанавливать контакты с новыми контрагентами, открывать свой бизнес и на равных условиях участвовать в конкурентной борьбе за продвижение товара. В местных средствах массовой информации без должной системы публикуются материалы о состоянии регионального рынка, потребительских ценах на основные товары, потребностях в товарах и услугах. Большей систематизации требует работа по повышению уровня информационной открытости органов власти и местного самоуправления в части публикации нормативных правовых актов по вопросам, связанным с ведением бизнеса (регулирование предпринимательской деятельности, земельные отношения и т.д.), взаимодействием участников рынка и регулирующих организаций.

Конструктивное взаимодействие институтов государства и предпринимательства является важнейшим фактором успешного развития конкуренции на региональных рынках. Прямые меры развития информационной инфраструктуры должны сочетаться с кооперацией и взаимодействием государственных органов и частных хозяйствующих субъектов. Так, примером развития информационной инфраструктуры в целях стимулирования соперничества между хозяйствующими субъектами являются ежегодный республиканский конкурс "Качество продукции "Карачаево-Черкесск продукт" по номинациям "продовольственные товары", "непродовольственные товары", "продукция производственно-технического назначения". В рамках конкурса проводится тестирование по оценке качества предоставленных товаров, по результатам которого образцы продукции удостаиваются эмблемы, утвержденной Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации.

Для содействия развитию информационной инфраструктуры в республике необходимо решить следующие задачи:

обеспечение прозрачность деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, в том числе за счет использование информационно-коммуникационных систем для работы с гражданами и организациями, оказания государственных и муниципальных услуг;

обеспечение доступности нормативных правовых актов республиканского и местного уровня, регулирующих вопросы предпринимательской деятельности, в средствах массовой информации (печатных изданиях, соответствующих Интернет-порталах);

информационное обеспечение в средствах массовой информации вопросов развития конкуренции, факторов ограничения конкуренции, фактов нарушения законодательства о конкуренции как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны органов государственной власти и местного самоуправления;

обеспечение сотрудничества между бизнес-сообществом и органами государственной власти и местного самоуправления для решения вопросов развития конкуренции и ликвидации факторов ограничения конкуренции, в том числе барьеров входа и несовершенства нормативно-правовой базы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»