На современном этапе развития общества реализация комплекса мер по обеспечению социальной поддержки ветеранов всех категорий, пожилых граждан является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Одной из особенностей современной демографической ситуации в Карачаево-Черкесской Республике, как и в целом в Российской Федерации, является относительно высокая численность пожилых граждан, количество которых превышает 77,5 тыс.человек. В перспективе прогнозируется динамичное увеличение в ближайшие годы доли пожилых граждан в составе населения до 22 процентов.
Более 25 процентов из числа пожилых граждан являются инвалидами. Среди пожилых граждан только 22 процента считаются практически здоровыми. Общая численность граждан, имеющих статус ветерана войны и труда, превышает 46,5 тыс.человек.
Продолжается устойчивый рост численности лиц в возрасте 70 лет и старше (2001 год – 32,1 тыс.человек, 2005 год – 33,2 тыс.человек, 2007 год – 35,3 тыс.человек, 2010 год – 40,2 тыс.человек).
Сохраняется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В настоящее время разница составляет свыше 12 лет. Диспропорция мужского и женского населения тем больше, чем старше возрастная группа. Более 60 процентов пожилых граждан в Карачаево-Черкесской Республике проживает в сельской местности (47,8 тыс.человек).
Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении количества инвалидов, уровня заболеваемости и смертности. Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых граждан от экономически и социально активного населения.
Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых граждан.
Процесс старения населения и значительное увеличение численности инвалидов, в том числе в трудоспособном возрасте, обуславливают необходимость принятия мер, направленных как на усиление их социальной защищенности, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества. В силу возрастных особенностей пожилым гражданам трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства.
Пожилые граждане и инвалиды нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для них самих, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы недостаток внимания к нуждам пожилых людей и инвалидов приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
Важным шагом в этом направлении стали активно осуществляющиеся в республике в последние годы мероприятия по усилению социальной защиты ветеранов, пожилых граждан и инвалидов, в том числе по формированию дополнительных организационных, правовых, социально-экономических условий для деятельности государственных систем и служб, ответственных за социальное благополучие пожилых граждан и инвалидов.
Ветеранам и инвалидам в соответствии с действующим федеральным законодательством выплачиваются пенсии и предоставляются меры социальной поддержки (льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение, санаторное лечение, обеспечение техническими средствами реабилитации, протезирование, льготный проезд в транспорте общего пользования, проезд к месту лечения и обратно).
В результате проведенной работы удалось упорядочить систему предоставления льгот и социальных гарантий, повысить эффективность расходования бюджетных средств на эти цели. С 2005 года в ходе реализации мероприятий по реформированию социальной сферы для ветеранов и инвалидов введены дополнительные ежемесячные денежные выплаты за счет федерального бюджета и республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики.
Однако, установленные ежемесячные денежные выплаты не в полной мере компенсируют ранее предоставлявшиеся в натуральной форме льготы.
В республике функционируют 33 отделения социальной помощи на дому, 1 отделение медико-социальной помощи на дому, действуют 2 дома-интерната для пожилых граждан и инвалидов на 110 мест.
Основная часть пожилых граждан получает услуги, продолжая жить в привычных домашних условиях. Социальные услуги на дому предоставляются 2544 пожилым гражданам.
Вместе с тем, в целом по Карачаево-Черкесской Республике около 10 тыс. пожилых граждан, относящихся к категории одиноких или одиноко проживающих, теоретически нуждаются в социально-бытовых и других услугах. Из них свыше 3 тыс. человек нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах на дому, в том числе около 2 тыс. человек - в социально-медицинских услугах на дому. Потребность пожилых граждан в социально-медицинских услугах, оказываемых на дому, удовлетворяется лишь на 2 процента. Количество обслуживаемых в расчете на 10 тыс. пенсионеров ниже, чем в других субъектах в целом по Российской Федерации. Поэтому актуальным является увеличение количества отделений социальной помощи на дому.
В субъектах Российской Федерации, сравнимых по численности населения с Карачаево-Черкесской Республикой, показатели обеспеченности учреждениями социального обслуживания различного профиля, их мощности и численности социальных работников в 2-3 раза выше, чем в Карачаево-Черкесской Республике.
Во всех субъектах Северо-Кавказского федерального округа имеется развитая сеть нестационарных учреждений социального обслуживания населения, к которым относятся территориальные центры социального обслуживания населения. В Карачаево-Черкесской Республике нет ни одного такого центра. Необходимо открыть не менее 2 центров социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов с отделениями дневного пребывания общей мощностью до 50 койко-мест, отделениями медико-социальных, бытовых услуг, социальной помощи на дому, срочной социальной помощи и социальными столовыми. Создание центров социального обслуживания особенно актуально в городе Черкесске и в Зеленчукском муниципальном районе, в которых проживают около 40,0 тыс. пожилых граждан и инвалидов.
Более 200 человек ежегодно обслуживаются в стационарных учреждениях социального обслуживания. Большой очередности на получение мест в домах-интернатах для пожилых граждан и инвалидов в настоящее время нет, однако мощности действующих учреждений практически загружены. В стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых граждан требуются создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни. В связи с этим планируется обеспечение учреждений автотранспортом для перевозки немобильных граждан, а также продолжение строительства 2-ой очереди республиканского государственного учреждения "Дом-интернат для престарелых и инвалидов" в г. Черкесске, строительство дома-интерната психоневрологического типа.
Всестороннее повышение внимания к запросам и нуждам ветеранов войны, защищавших Отечество с оружием в руках и самоотверженно трудившихся в тылу в годы войны, а также вдов погибших воинов является одной из приоритетных задач и с каждым годом приобретает особое значение. В последующие годы необходимо обеспечить дальнейшее усиление мер социальной поддержки всех категорий ветеранов войны и боевых действий. Ежегодно планируется проведение мониторинга социально-экономического положения граждан пожилого возраста, проживающих в республике. Наличие сведений о конкретных потребностях каждого пожилого человека позволит придать работе по предоставлению им социальных услуг более целенаправленный и системный характер.
Дальнейшее повышение уровня и качества жизни пожилых граждан и инвалидов на основе усиления их социальной защиты, широкого предоставления социальных услуг и адресной помощи, совершенствования форм и видов социального обслуживания, способствующих нормальной жизнедеятельности, остается одной из целей государственной социальной политики. Концепция реализуемой в настоящее время социальной политики предусматривает, в первую очередь, принцип индивидуального подхода к решению в рамках действующего законодательства и программ социальной поддержки населения вопросов предоставления социальной помощи в зависимости от статуса, состояния здоровья и необходимости для отдельных граждан конкретных видов социальной помощи и услуг.
На фоне активного развития системы социальной защиты и социального обслуживания населения в субъектах Российской Федерации отсутствие средне- и долгосрочного планирования и поступательного движения в данной сфере может привести к снижению достигнутого в республике уровня охвата населения социальной помощью и услугами и еще большему увеличению разрыва показателей по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.
Эффективное решение проблем пожилых граждан, имеющих межведомственный характер, возможно только в рамках специальных целевых программ.