ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05 апреля 2011 года N 85
Об утверждении республиканской целевой программы "Социальная поддержка пожилых граждан на 2011-2013 годы в Карачаево-Черкесской Республике"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики
от 25 апреля 2014 года N 106
____________________________________________________________________
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464 ГС и Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307, постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22 февраля 2011 года N 45 "О разработке республиканской целевой программы "Социальная поддержка пожилых граждан на 2011-2013 годы в Карачаево-Черкесской Республике" и определении государственного заказчика" Правительство Карачаево-Черкесской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Социальная поддержка пожилых граждан на 2011-2013 годы в Карачаево-Черкесской Республике" согласно приложению.
2. Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики предусматривать средства на реализацию республиканской целевой программы "Социальная поддержка пожилых граждан на 2011-2013 годы в Карачаево-Черкесской Республике" в пределах средств, утвержденных на ее реализацию в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, с учетом исполнения плана поступления доходов в республиканский бюджет.
Договоры по средствам, финансируемым из республиканского бюджета, заключаются по согласованию с Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего вопросы социальной политики.
Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики | И.И. Кябишев |
Приложение к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 05.04.2011 N 85 |
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Социальная поддержка пожилых граждан на 2011-2013 годы в Карачаево-Черкесской Республике" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Поручения Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307; постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22 февраля 2011 года N 45 "О разработке республиканской целевой программы "Социальная поддержка пожилых граждан на 2011-2013 годы в Карачаево-Черкесской Республике" и определении государственного заказчика" |
Государственный заказчик и разработчик Программы | Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики |
Исполнители Программы | Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики; Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики; Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики; Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики; Министерство культуры Карачаево-Черкесской Республики; Министерство Карачаево-Черкесской Республики по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати; государственные учреждения республики, подведомственные Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики; органы местного самоуправления (по согласованию) |
Основные цели Программы | Формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых граждан, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества |
Основные задачи Программы | Содействие в повышении уровня и качества жизни граждан пожилого возраста путем предоставления различных мер социальной поддержки на основе индивидуальной оценки нуждаемости в социальном обслуживании; обеспечение доступности культурно-досуговых услуг для граждан пожилого возраста, удовлетворение их культурных запросов, формирование активной жизненной позиции, привлечение к участию в культурной жизни республики; совершенствование механизмов нормативного регулирования в сферах защиты прав и интересов пожилых людей; расширение диапазона и объемов адресной социальной помощи и повышение качества оказываемых медико-социальных услуг; улучшение медицинского обслуживания пожилых людей; обеспечение доступности медико-социальной и материально-бытовой помощи, культурно-досуговых и иных услуг путем совершенствования деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым гражданам жизненно важные социально ориентированные услуги; координация деятельности исполнительных органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, исполнительных органов федеральных государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления в части решения актуальных проблем жизнеобеспечения пожилых людей |
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы | Улучшение социального положения ветеранов, пожилых граждан за счет расширения спектра предоставляемой социальной поддержки, льгот и услуг указанной категории граждан, охват социальными услугами не менее 90% пожилых людей из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании; создание пункта продажи современных средств и предметов ухода за пожилыми гражданами на базе республиканского государственного учреждения "Дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа" в г. Черкесске; организация мобильных бригад для обеспечения социальными и социально-бытовыми услугами жителей сельских районов республики и оснащение их автотранспортом; создание учреждений социального обслуживания в целях предоставления пожилым гражданам жизненно важных услуг (2 центра социального обслуживания, продолжение строительства 2-ой очереди республиканского государственного учреждения "Дом-интернат общего типа" в г. Черкесске, создание психоневрологического дома-интерната); расширение внутренней инфраструктуры действующих стационарных учреждений социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов, обеспечение норм площади спален не менее 6 кв.метров на 1 человека; обеспечение мероприятий по пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в республиканских учреждениях стационарного социального обслуживания; повышение уровня социальной адаптации пожилых граждан, упрочение социальных связей; усиление координации деятельности исполнительных органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, заинтересованных организаций и общественных объединений по предоставлению пожилым гражданам социальных услуг, помощи и поддержки |
Срок реализации Программы | Срок реализации Программы 2011-2013 годы. 1 этап - 2011 год 2 этап - 2012 год 3 этап - 2013 год |
Основные мероприятия Программы | Нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей; организация работы по укреплению здоровья пожилых людей; оптимизация среды жизнедеятельности пожилых людей; совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания пожилых жителей сельской местности; организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей; кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми гражданами |
Объемы и источники финансирования Программы | Источник финансирования – средства республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики. Общий объем финансирования Программы – 247900,0 тыс.рублей. По годам: 2011 год – средства не предусмотрены, так как реализация основных мероприятий на 2011 год не предполагает финансовых затрат 2012 год – 124050,0 тыс.рублей 2013 год – 123850,0 тыс.рублей |
Основные ожидаемые конечные результаты Программы | Охват социальными услугами не менее 90% пожилых людей из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании; обеспечение услугами пункта продажи современных средств и предметов ухода за пожилыми гражданами не менее 1000 человек в год; создание мобильных бригад в 10 сельских районах республики в целях предоставления социальных и социально-бытовых услуг их жителям; создание двух Центров социального обслуживания в г. Черкесске и в Зеленчукском районе обеспечит предоставление пожилым гражданам жизненно важных услуг; ввод в действие 2-ой очереди республиканского государственного учреждения "Дом-интернат общего типа" в г.Черкесске позволит обеспечить стационарным социальным обслуживанием в 2013 году 274 граждан пожилого возраста; создание в 2012-2013 гг. дома-интерната психоневрологического типа на 50 чел./мест позволит обеспечить имеющуюся потребность |
Система организации контроля за исполнением мероприятий Программы | Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляется Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики |
На современном этапе развития общества реализация комплекса мер по обеспечению социальной поддержки ветеранов всех категорий, пожилых граждан является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Одной из особенностей современной демографической ситуации в Карачаево-Черкесской Республике, как и в целом в Российской Федерации, является относительно высокая численность пожилых граждан, количество которых превышает 77,5 тыс.человек. В перспективе прогнозируется динамичное увеличение в ближайшие годы доли пожилых граждан в составе населения до 22 процентов.
Более 25 процентов из числа пожилых граждан являются инвалидами. Среди пожилых граждан только 22 процента считаются практически здоровыми. Общая численность граждан, имеющих статус ветерана войны и труда, превышает 46,5 тыс.человек.
Продолжается устойчивый рост численности лиц в возрасте 70 лет и старше (2001 год – 32,1 тыс.человек, 2005 год – 33,2 тыс.человек, 2007 год – 35,3 тыс.человек, 2010 год – 40,2 тыс.человек).
Сохраняется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В настоящее время разница составляет свыше 12 лет. Диспропорция мужского и женского населения тем больше, чем старше возрастная группа. Более 60 процентов пожилых граждан в Карачаево-Черкесской Республике проживает в сельской местности (47,8 тыс.человек).
Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении количества инвалидов, уровня заболеваемости и смертности. Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых граждан от экономически и социально активного населения.
Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых граждан.
Процесс старения населения и значительное увеличение численности инвалидов, в том числе в трудоспособном возрасте, обуславливают необходимость принятия мер, направленных как на усиление их социальной защищенности, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества. В силу возрастных особенностей пожилым гражданам трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства.
Пожилые граждане и инвалиды нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для них самих, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы недостаток внимания к нуждам пожилых людей и инвалидов приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
Важным шагом в этом направлении стали активно осуществляющиеся в республике в последние годы мероприятия по усилению социальной защиты ветеранов, пожилых граждан и инвалидов, в том числе по формированию дополнительных организационных, правовых, социально-экономических условий для деятельности государственных систем и служб, ответственных за социальное благополучие пожилых граждан и инвалидов.
Ветеранам и инвалидам в соответствии с действующим федеральным законодательством выплачиваются пенсии и предоставляются меры социальной поддержки (льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение, санаторное лечение, обеспечение техническими средствами реабилитации, протезирование, льготный проезд в транспорте общего пользования, проезд к месту лечения и обратно).
В результате проведенной работы удалось упорядочить систему предоставления льгот и социальных гарантий, повысить эффективность расходования бюджетных средств на эти цели. С 2005 года в ходе реализации мероприятий по реформированию социальной сферы для ветеранов и инвалидов введены дополнительные ежемесячные денежные выплаты за счет федерального бюджета и республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики.
Однако, установленные ежемесячные денежные выплаты не в полной мере компенсируют ранее предоставлявшиеся в натуральной форме льготы.
В республике функционируют 33 отделения социальной помощи на дому, 1 отделение медико-социальной помощи на дому, действуют 2 дома-интерната для пожилых граждан и инвалидов на 110 мест.
Основная часть пожилых граждан получает услуги, продолжая жить в привычных домашних условиях. Социальные услуги на дому предоставляются 2544 пожилым гражданам.
Вместе с тем, в целом по Карачаево-Черкесской Республике около 10 тыс. пожилых граждан, относящихся к категории одиноких или одиноко проживающих, теоретически нуждаются в социально-бытовых и других услугах. Из них свыше 3 тыс. человек нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах на дому, в том числе около 2 тыс. человек - в социально-медицинских услугах на дому. Потребность пожилых граждан в социально-медицинских услугах, оказываемых на дому, удовлетворяется лишь на 2 процента. Количество обслуживаемых в расчете на 10 тыс. пенсионеров ниже, чем в других субъектах в целом по Российской Федерации. Поэтому актуальным является увеличение количества отделений социальной помощи на дому.
В субъектах Российской Федерации, сравнимых по численности населения с Карачаево-Черкесской Республикой, показатели обеспеченности учреждениями социального обслуживания различного профиля, их мощности и численности социальных работников в 2-3 раза выше, чем в Карачаево-Черкесской Республике.
Во всех субъектах Северо-Кавказского федерального округа имеется развитая сеть нестационарных учреждений социального обслуживания населения, к которым относятся территориальные центры социального обслуживания населения. В Карачаево-Черкесской Республике нет ни одного такого центра. Необходимо открыть не менее 2 центров социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов с отделениями дневного пребывания общей мощностью до 50 койко-мест, отделениями медико-социальных, бытовых услуг, социальной помощи на дому, срочной социальной помощи и социальными столовыми. Создание центров социального обслуживания особенно актуально в городе Черкесске и в Зеленчукском муниципальном районе, в которых проживают около 40,0 тыс. пожилых граждан и инвалидов.
Более 200 человек ежегодно обслуживаются в стационарных учреждениях социального обслуживания. Большой очередности на получение мест в домах-интернатах для пожилых граждан и инвалидов в настоящее время нет, однако мощности действующих учреждений практически загружены. В стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых граждан требуются создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни. В связи с этим планируется обеспечение учреждений автотранспортом для перевозки немобильных граждан, а также продолжение строительства 2-ой очереди республиканского государственного учреждения "Дом-интернат для престарелых и инвалидов" в г. Черкесске, строительство дома-интерната психоневрологического типа.
Всестороннее повышение внимания к запросам и нуждам ветеранов войны, защищавших Отечество с оружием в руках и самоотверженно трудившихся в тылу в годы войны, а также вдов погибших воинов является одной из приоритетных задач и с каждым годом приобретает особое значение. В последующие годы необходимо обеспечить дальнейшее усиление мер социальной поддержки всех категорий ветеранов войны и боевых действий. Ежегодно планируется проведение мониторинга социально-экономического положения граждан пожилого возраста, проживающих в республике. Наличие сведений о конкретных потребностях каждого пожилого человека позволит придать работе по предоставлению им социальных услуг более целенаправленный и системный характер.
Дальнейшее повышение уровня и качества жизни пожилых граждан и инвалидов на основе усиления их социальной защиты, широкого предоставления социальных услуг и адресной помощи, совершенствования форм и видов социального обслуживания, способствующих нормальной жизнедеятельности, остается одной из целей государственной социальной политики. Концепция реализуемой в настоящее время социальной политики предусматривает, в первую очередь, принцип индивидуального подхода к решению в рамках действующего законодательства и программ социальной поддержки населения вопросов предоставления социальной помощи в зависимости от статуса, состояния здоровья и необходимости для отдельных граждан конкретных видов социальной помощи и услуг.
На фоне активного развития системы социальной защиты и социального обслуживания населения в субъектах Российской Федерации отсутствие средне- и долгосрочного планирования и поступательного движения в данной сфере может привести к снижению достигнутого в республике уровня охвата населения социальной помощью и услугами и еще большему увеличению разрыва показателей по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.
Эффективное решение проблем пожилых граждан, имеющих межведомственный характер, возможно только в рамках специальных целевых программ.
Основными целями Программы являются создание условий для повышения качества жизни ветеранов войны, труда, боевых действий, пожилых граждан на основе развития сети социальных учреждений и совершенствования их деятельности, обеспечение доступности социально-медицинской помощи, культурно-досуговых и иных услуг, внедрение новых форм социального обслуживания, содействие активному участию ветеранов, пожилых граждан в жизни общества.
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
совершенствование механизмов нормативного регулирования в сфере защиты прав и интересов ветеранов и пожилых людей;
расширение диапазона и объемов адресной социальной помощи и повышение качества оказываемых им медико-социальных услуг;
улучшение медицинского обслуживания ветеранов войны и инвалидов;
расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих ветеранам, пожилым гражданам и инвалидам комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (многопрофильные центры социального обслуживания с отделениями дневного пребывания, социальными столовыми, отделениями социального и медико-социального обслуживания на дому, отделениями бытовых услуг, мобильные социальные службы, клубы по интересам для пожилых граждан);
разработка новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества;
содействие повышению уровня социальной адаптации пожилых людей и инвалидов, упрочению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов;
содействие процессу социальной интеграции пожилых граждан с привлечением учреждений социальной сферы, общественных объединений;
реализация мероприятий по оптимизации социокультурной среды жизнедеятельности пожилых граждан и инвалидов, дальнейшая поддержка деятельности общественных объединений ветеранов и инвалидов;
проведение исследований по приоритетным проблемам социальной защиты и поддержки ветеранов войны, труда, пожилых граждан.
Сроки реализации Программы – 2011-2013 годы. Программа реализуется в три этапа.
На первом этапе (2011 год) предусматривается установление договорных отношений между координатором реализации Программы и основными исполнителями мероприятий Программы, проработка вопросов финансового обеспечения и реализация предусмотренных на этот период мероприятий Программы.
На втором этапе (2012 год) наряду с осуществлением запланированных мероприятий будут проведены оценка хода выполнения мероприятий первого этапа и подготовка при необходимости предложений по их корректировке.
На третьем этапе (2013 год) предполагается подготовить предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности, осуществляемой в интересах ветеранов, пожилых граждан на основе полученных в ходе реализации мероприятий Программы результатов.
Программа содержит комплекс мероприятий, предусматривающих решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по срокам, ресурсам и исполнителям на всех стадиях реализации Программы, направленных на улучшение социального положения ветеранов войны и труда, пожилых граждан, повышение уровня их социальной защиты и адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества (перечень мероприятий прилагается).