ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05 апреля 2011 года N 83
Об утверждении республиканской целевой программы "Доступная среда" на 2011-2015 годы в Карачаево-Черкесской Республике"
Утратил силу:
Постановление Правительства КЧР от 31.10.2013 N 359 RU09000201300695
Изменения:
Постановление Правительства КЧР от 23.06.2011 N 184 RU 09000201100238
Постановление Правительства КЧР от 19.03.2013 N 78 RU 09000201300082
В соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 17.11.2010 N 438 "О разработке республиканской целевой программы "Доступная среда" на 2011-2015 годы в Карачаево-Черкесской Республике" Правительство Карачаево-Черкесской Республики
постановляет:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы в Карачаево-Черкесской Республике" (далее - Программа) согласно приложению.
2. Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики предусматривать средства на реализацию республиканской целевой программы "Доступная среда" на 2011-2015 годы в Карачаево-Черкесской Республике" в пределах средств, утвержденных на ее реализацию в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, с учетом исполнения плана поступления доходов в республиканский бюджет.
Договоры по средствам, финансируемым из республиканского бюджета, заключаются по согласованию с Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего вопросы социальной политики.
Председатель Правительства | И.И. Кябишев |
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Доступная среда" на 2011-2015 годы в Карачаево-Черкесской Республике"
г.Черкесск 2011 год
Наименование | Республиканская целевая программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы в Карачаево-Черкесской Республике" (далее - Программа) |
Основания | Концепция долгосрочного социально-эконо-мического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11. 2008 N 1662-р; |
Государственный | Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики |
Соисполнители | Министерство здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики; |
Цель Программы | Обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН) в Карачаево-Черкесской Республике, повышение доступности реабилитационных услуг |
Задачи Программы | Совершенствование нормативно-правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Карачаево-Черкесской Республике; |
Целевые | Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Карачаево-Черкесской Республике - 55 % к 2015 году; |
Сроки и этапы | Срок реализации Программы - 2011-2015 годы. |
Объемы и | Прогнозируемый общий объем финансирования реализации Программы составляет 791928,78 тыс. рублей, из них: |
Ожидаемые | К 2016 году планируется достижение следующих результатов Программы: |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Государственная социальная политика в отношении инвалидов в Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и строится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, установленными Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, а также федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В сентябре 2008 года Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года.
С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья доступная среда может определяться как физическое окружение, транспорт, информация и связь, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у инвалидов или иных МГН - лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных женщин, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста.
Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.
Программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы", постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 17.11.2010 N 438 "О разработке республиканской целевой программы "Доступная среда" на 2011-2015 годы в Карачаево-Черкесской Республике" и определении государственного заказчика".
В Карачаево-Черкесской Республике проживает около 49375 инвалидов (11 процентов от общей численности населения), состоящих на учете в органах социальной защиты населения, причем подавляющее число из них (более 80 процентов) составляют инвалиды I - II групп.
По данным Главного бюро медико-социальной экспертизы по Карачаево-Черкесской Республике ежегодно инвалидами первично признается около 3 тысяч граждан, более 50 процентов из которых в трудоспособном возрасте.
Наблюдается увеличение количества граждан, в том числе пенсионеров по возрасту, обращающихся в учреждения медико-социальной экспертизы для определения инвалидности, нуждаемости в технических и иных средствах реабилитации и ухода.
В 2010 году было всего освидетельствовано 14529 граждан, в том числе 3907 граждан пенсионного возраста, в 2011 году общее количество освидетельствований составило 13889 человек и 3820 человек соответственно. В ближайшие годы прогнозируется увеличение численности инвалидов на 10 процентов.
Создание для инвалидов и других МГН доступной среды жизнедеятельности и условий для реабилитации является важнейшей частью процесса интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. Необходимо совершенствовать социальную инфраструктуру в направлении наиболее полного удовлетворения потребностей пожилых людей, людей с инвалидностью качественными услугами, внедрять новые виды и формы социального обслуживания.
В республике отсутствует системный подход, последовательность и преемственность в проведении комплексной реабилитации инвалидов, слабо взаимодействуют учреждения различной ведомственной принадлежности, не разработана система контроля и оценки эффективности реабилитационных мероприятий.
Практически не осуществляется медицинская, социальная и профессиональная реабилитация инвалидов на базе специализированных учреждений. Решение о создании республиканского центра реабилитации инвалидов принято постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 06.11.2002 N 177 "О реорганизации Эльбурганской противотуберкулезной больницы". Зарегистрированы все учредительные документы названного учреждения, разработана проектно-сметная документация на проведение ремонтных работ. Однако кардинальное решение вопроса упирается в проблему финансирования.
Аналогичная ситуация с вводом в действие республиканского государственного учреждения для детей-инвалидов "Республиканский стационарный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" в пос. Эркен-Шахар Ногайского района, решение о создании которого принято постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 09.09.2002 N 125 "О создании республиканского государственного учреждения для детей-инвалидов "Республиканский стационарный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями". Центр рассчитан на обслуживание детей-инвалидов с диагнозом ДЦП, заболеваний ЦНС, опорно-двигательного аппарата, болезнь Дауна. Ежегодно планируется проведение реабилитации около 1000 детей-инвалидов.
В связи с незавершением строительства стационарных отделений вышеуказанных центров и принимая во внимание необходимость предоставления реабилитационных услуг людям с ограниченными возможностями, в 2012 году в г. Черкесске открыты отделение социально-трудовой реабилитации инвалидов при РГБУ "Республиканский реабилитационный центр" и 4 отделения с дневным пребыванием детей с ограниченными возможностями при Республиканском стационарном реабилитационном центре.
В задачи полустационарных отделений входят предоставление инвалидам и другим МГН посильного занятия, развитие у них самостоятельности, способностей к трудовым, социальным и бытовым навыкам.
Для этого сотрудниками отделения будет оказываться консультативная, социальная и психологическая помощь.
Планируется, что ежемесячно в отделениях будет оказываться помощь 20 взрослым инвалидам и 60 детям-инвалидам с учетом их индивидуальной реабилитации.
Практически в самом начале становления находится формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
В связи с неприспособленностью зданий и сооружений, пешеходных путей и остановочных платформ, общественного транспорта для пользования данной категорией жителей Карачаево-Черкесской Республики становится затрудненным или невозможным получение ими многих медицинских, социальных, образовательных, бытовых, рекреационных услуг, полноправное участие в жизни общества.
Большинство республиканских учреждений здравоохранения требуют дооборудования зданий пандусами и другими специальными устройствами и приспособлениями.
Инфраструктура действующих образовательных учреждений не позволяет детям-инвалидам, передвигающимся в креслах-колясках, учиться вместе со своими сверстниками в условиях общеобразовательных школ и учебных учреждений профессионального образования.
Для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата сегодня доступны всего 2-3 процента объектов культуры.
Не происходит массового включения инвалидов в процесс занятия физической культурой и спортом. Адаптивной физической культурой и спортом в Карачаево-Черкесской Республике занимаются лишь 0,7 процента инвалидов.
Принимая во внимание недостаточность средств республиканского бюджета для формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, представляется необходимым привлечение источников финансирования Программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики, а также средств, привлекаемых из внебюджетных источников.
Следовательно, указанные проблемы интеграции и социализации инвалидов и МГН, значительный уровень межведомственного взаимодействия требуют программного метода решения.
Программно-целевой метод позволит на долгосрочный период сконцентрировать организационные, финансовые ресурсы, комплексно подойти к решению проблем инвалидов и МГН в Карачаево-Черкесской Республике и в результате в значительной степени улучшить качество их жизни.
2. Цель, задачи и целевые показатели (индикаторы) Программы
Цель Программы - обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, жилой фонд) инвалидов и других МГН в Карачаево-Черкесской Республике.
Для достижения этой цели в рамках Программы должны быть решены следующие задачи:
совершенствование нормативно-правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
повышение доступности и качества реабилитационных услуг, организация деятельности центров комплексной реабилитации инвалидов (разных возрастных групп) и других маломобильных групп населения;
информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.
В комплекс целевых показателей (индикаторов) Программы включены:
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Карачаево-Черкесской Республике - к 2015 году - 55%;
доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Карачаево-Черкесской Республики по результатам их паспортизации среди всех приоритетных объектов, - к 2015 году – 70%;
доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов - к 2015 году – 45%;
доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава - к 2015 году - 15%;
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности услуг в сфере информатизации, в общем количестве опрошенных инвалидов - 50%;
доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования - к 2015 году - 20%;
доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые/ дети) - к 2015 году - 10/5,5%;
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения - к 2015 году - 10%;
доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов среди всех специалистов, занятых в этой сфере - к 2015 году - 52%;
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов - к 2015 году - 49,8%.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2011-2015 годы. Программа реализуется в два этапа.
1 этап - 2011-2012 годы;
2 этап - 2013-2015 годы.
4. Система (перечень) программных мероприятий