ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2003 года N 38
О республиканской целевой программе "Профилактика особо опасных и природно-очаговых инфекций и санитарная охрана территории Карачаево-Черкесской Республики от завоза и распространения инфекционных заболеваний в 2003-2005 годы"
Утратил силу:
Постановление Правительства КЧР от 15.09.2009 N 326 RU 09000200900319
Утверждено:
постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 21.11.2003 N234
Во исполнение Федерального закона от 30.03.99 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Региональной Программы "Профилактика особо опасных и природно-очаговых инфекций и санитарная охрана территории Южного федерального округа Российской Федерации от завоза и распространения инфекционных заболеваний в 2003-2005гг." Правительство Карачаево-Черкесской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять республиканскую целевую программу "Профилактика особо опасных и природно-очаговых инфекций и санитарная охрана территории Карачаево-Черкесской Республики от завоза и распространения инфекционных заболеваний в 2003-2005 годы" (далее - Программа) согласно приложению и направить на утверждение в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики.
2. Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики финансирование Программы в 2003 году осуществлять в пределах средств, предусмотренных на эти цели по отрасли "Здравоохранение". При формировании бюджета на 2004-2005 годы предусмотреть средства на финансирование республиканской программы при наличии реальных источников финансирования.
3. Министерствам, ведомствам, управлениям организовать выполнение предусмотренных в Программе мероприятий согласно приложению к Программе.
4. Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Карачаево-Черкесской Республики информировать Правительство Карачаево-Черкесской Республики о ходе выполнения Программы ежегодно к 15 января.
5. Территориальным районным государственным администрациям разработать, а органам местного самоуправления рекомендовать:
5.1. Разработать с участием территориальных центров госсанэпиднадзора, органов управления здравоохранения местные координационные планы "Профилактика особо опасных и природно-очаговых инфекций и санитарная охрана территории от завоза и распространения инфекционных заболеваний в 2003-2005 годы".
5.2. Организовать выполнение предусмотренных в Программе мероприятий и информировать Правительство Карачаево-Черкесской Республики о ходе их выполнения ежегодно к 15 января.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики Куракееву М.Ф.
Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики | А.Х. Карданов |
Приложение к постановлению
Правительства Карачаево-Черкесской
Республики от 18.02.2003 N38
республиканской целевой программы "Профилактика особо опасных и природно-очаговых инфекций и санитарная охрана территории Карачаево-Черкесской Республики от завоза и распространения инфекционных заболеваний в 2003-2005годы"
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Профилактика особо опасных и природно-очаговых инфекций и санитарная охрана территории Карачаево-Черкесской Республики от завоза и распространения инфекционных заболеваний в 2003-2005годы". |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 30.03.99 N52 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Программа "Профилактика особо опасных и природно-очаговых инфекций и санитарная охрана территории Южного федерального округа Российской Федерации от завоза и распространения инфекционных заболеваний в 2003-2005 годы". |
Государственный заказчик Программы | Правительство Карачаево-Черкесской Республики |
Основные разработчики Программы | Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Карачаево-Черкесской Республики |
Цели и задачи Программы | Совершенствование системы профилактических и противоэпидемических мероприятий в отношении особо опасных и природно-очаговых инфекций в Карачаево-Черкесской Республике, разработка согласованной системы действий разных служб и ведомств по вопросам планирования и осуществления профилактических и противоэпидемических мероприятий, разработка системы практических мер по предотвращению эпидемиологических последствий при возможных актах биотерроризма. |
Сроки реализации Программы | 2003-2005 годы. |
Перечень основных мероприятий Программы | Организационные мероприятия, эпидемиологический мониторинг, санитарная охрана территории Карачаево-Черкесской Республики от завоза и распространения особо опасных и природно-очаговых инфекционных заболеваний людей, животных, мероприятия на случай возникновения эпидемиологических осложнений по особо опасным и природно-очаговым инфекциям, укрепление материально-технической лабораторной базы центра госсанэпид-надзора в Карачаево-Черкесской Республике и по диагностике особо опасных и природно-очаговых инфекций, подготовка кадров. |
Основные исполнители Программы | Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Карачаево-Черкесской Республики (далее - Министерство ГО и ЧС), Управление ветеринарии Правительства Карачаево-Черкесской Республики, центр госсанэпиднадзора в Карачаево-Черкесской Республике (далее ЦГСЭН в КЧР) (по согласованию), территориальные районные государственные администрации, органы местного самоуправления (по согласованию), Кабардино-Балкарская противочумная станция (далее - КБПЧС) (по согласованию), Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт (далее - Ставропольский НИП-ЧИ) (по согласованию), учреждения здравоохранения и ветеринарии республики. |
Объемы финансирования Программы (в ценах 2002 года) | Всего - 3108,5 тыс.рублей 2003год - 1516,0 тыс.рублей 2004год - 889,5 тыс.рублей 2005год - 703,0 тыс.рублей |
Источники финансирования Программы | Республиканский бюджет |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - Совершенствование существующей системы эпидемиологического надзора и санитарной охраны территории Карачаево-Черкесской Республики в отношении опасных инфекционных заболеваний, предупреждение возникновения особо опасных и природно-очаговых инфекций, составление своевременного эпидемиологического прогноза, создание лабораторной базы по диагностике опасных инфекционных заболеваний. |
Система организации контроля за исполнением Программы | Координатором Программы является Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Карачаево-Черкесской Республики. Территориальные районным государственным администрациям, а органам местного самоуправления рекомендуется, составлять ежегодные рабочие планы по выполнению Программы с указанием объемов, сроков проведения работ, ответственных исполнителей и лиц, осуществляющих контроль. Исполнители представляют ежегодные отчеты о ходе выполнения Программы в Правительство Карачаево-Черкесской Республики к 15 января. |
В последние годы подтверждается прогнозированное осложнение эпидемиологической обстановки на Северном Кавказе по природно-очаговым, особо опасным и социально-обусловленным инфекциям. Это связано с напряженной эпизоотической обстановкой в природных очагах зоонозных инфекций, образованием новой государственной границы на Кавказском направлении, "открытостью" её на большом протяжении, значительно возросшим объемом международных грузовых и пассажирских перевозок через авиа- и морские порты Юга России, активизацией религиозного паломничества по маршрутам через страны, неблагополучные по ряду особо опасных и экзотических инфекций, сложившейся социально-экономической ситуацией вследствие неконтролируемых миграционных процессов, сокращением объема государственной системы превентивных мер по ряду инфекционных заболеваний в силу крайне недостаточного финансирования территорий Северо-Кавказского региона с нестабильной социальной обстановкой.
На Северном Кавказе расположено шесть из одиннадцати известных в России природных очагов чумы. Постоянную активность проявляет Центрально-Кавказский природный очаг чумы, 32% которого расположено в Малокарачаевском и Карачаевском районах республики. В Карачаево-Черкесской Республике установлено около ста почвенных очагов сибирской язвы в 36 стационарно-неблагополучных по сибирской язве населенных пунктах, которые имеют огромный эпидпотенциал для развития инфекций животных и людей.
Высока заболеваемость туберкулезом и бруцеллезом сельскохозяйственных животных. Неблагополучные по этим инфекциям пункты находятся в Прикубанском, Зеленчукском, Усть-Джегутинском, Урупском и Адыге-Хабльском районах. Резко обострилась ситуация по зоонозным инфекциям в индивидуальных хозяйствах сельских жителей во всех районах республики.
Эпидемическая ситуация по холере в России и других сопредельных государствах остается напряженной и характеризуется регистрацией случаев на отдельных территориях. При ежегодном эпидемиологическом мониторинге за водой и илом открытых водоемов в местах массового отдыха и водопользования, сточных водах продолжают выделяться холеро-подобные вибрионы, а также штаммы, способные вызвать заболевание и привести к эпидемическим осложнениям ситуации.
Крайне напряженной остается ситуация по Крымской геморрагической лихорадке, лептоспирозу, туляремии, бешенству на сопредельных территориях. В Ставропольском крае в текущем году зарегистрировано 54 случая Крымской геморрагической лихорадки с тремя смертельными исходами. На территории Карачаево-Черкесской Республики в Прикубанском районе обнаружен природный очаг Крымской геморрагической лихорадки. Остается актуальной проблема профилактики и борьбы с туляремией, бешенством, лептоспирозом.
Реальная социально-экономическая обстановка в регионе Северного Кавказа характеризуется многими факторами, которые объективно осложняют реализацию мероприятий санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фито-санитарного надзора: суверенизация территорий и разрыв деловых связей в структурах противоэпидемической и ветеринарной службы, все возрастающие миграции населения (беженцы, коммерческий туризм в неблагополучные по особо опасным инфекциям страны, религиозное паломничество, передислокация военных формирований), работы по обустройству новой государственной границы Российской Федерации, коренные хозяйственные преобразования (переход в частное владение предприятий по производству, переработке и реализации населению продуктов питания с использованием нестандартных и малоконтролируемых технологий, развитие прибыльных промыслов по заготовке и обработке природного сырья, рост занятости населения в личных хозяйствах, в связи с чем возрастают контакты с природными очагами зоонозных заболеваний).
Вышеуказанное требует неотложной концентрации усилий всех заинтересованных ведомств, административных территорий с целью обеспечения эпидемиологического благополучия по особо опасным и природно-очаговым инфекциям в Карачаево-Черкесии и в целом на Северном Кавказе, охраны территории от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний у людей, животных и растений, а также токсических веществ.
Цели и задачи
Совершенствование системы профилактических и противоэпидемических мероприятий в отношении особо опасных и природно-очаговых инфекций в Карачаево-Черкесской Республике.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
разработка согласованной системы действий разных служб и ведомств по вопросам планирования и осуществления профилактических и противоэпидемических мероприятий;
реализация системы противоэпидемического обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях техногенного, природного, экономического и конфликтного характера;
разработка системы практических мер по предотвращению эпидемиологических последствий при возможных актах биотерроризма.
Новизна Программы
Определение эпидемиологического фона инфекционной заболеваемости в Карачаево-Черкесской Республике на уровне административных территорий для принятия соответствующих решений при ухудшении эпидемиологической обстановки по особо опасным и природно-очаговым инфекциям.
Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит совершенствовать существующую систему эпидемиологического надзора и санитарной охраны территории Карачаево-Черкесской Республики (далее - КЧР) в отношении опасных инфекционных заболеваний. Данные по конкретным инфекционным болезням (регистрация заболеваемости, уровень и характер эпидемических проявлений) позволят приступить к накоплению базы данных для проведения анализа и составлению прогноза, для определения тенденции в динамике эпидемиологической конъюнктуры по инфекционным болезням в КЧР с целью мобилизации совместных усилий ведомственных и территориальных служб, для быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации в области инфекционной патологии, для оказания помощи ресурсами (лабораторная база, кадровый состав, консультанты), а также для осуществления профилактических и противоэпидемических мероприятий в случае возможной угрозы биотерроризма.
Заместитель Главы Администрации Президента - Управляющего Делами Президента и Правительства КЧР - и.о. начальника Управления кадровой политики и организационной работы Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики | Л.В. Глухова |
Приложение к Программе
Наименование мероприятий | Исполнитель | Сроки исполнения | Стоимость работ (т.р.) | |||
1. Организационные мероприятия | ||||||
Разработка и утверждение в установленном, порядке территориальных координационных, планов "Профилактика особо опасных и природно-очаговых инфекций и санитарная охрана территории от завоза и распространения инфекционных заболеваний на 2003-2005 годы" | Территориальные районные государственные администрации, центры госсанэпиднадзора (далее -ЦГСЭН) (по согласованию), учреждения здравоохранения и ветеринарии республики | Февраль 2003'года | ||||
Обеспечение полного учета лиц, занятых на объектах животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, проведение профилактических осмотров среди них | ЦГСЭН (посогласованию), учреждения здравоохранения. | Ежегодно | ||||
Осуществление контроля за реализацией планов по профилак-тике бруцеллеза, туберкулеза, лептоспироза и других инфекционных болезней, общих для человека и животных | ЦГС3Н(по согласованию), Управление ветеринарии Правительства Карачаево-Черкесской Республики | Ежегодно | ||||
Обеспечение режима санитарной охраны источников централизованного литьевого водоснабжения на территориях республики | Органы местного самоуправления (по согласованию) | Постоянно | ||||
Обеспечение регулярной взаимной информации об обострениях эпидемической и эпизоотической обстановки на территориях республики | ЦГСЭН (по согласованию), Управление ветеринарии Правительства КЧР | По мере возникновения обострений эпидемической эпизоотической ситуации | ||||
Определение перечня контингентов населения, подлежащих иммунизации по эпидпоказаниям в соответствии с реальной эпидемической обстановкой | ЦГСЭН (по согласованию) | По мере возникновения обострений эпидемической эпизоотической ситуации | ||||
2.Эпидемиологический мониторинг | ||||||
Формирование компьютерных баз данных на основании учета заболеваемости инфекционными и паразитарными болезнями на территории республики | Центр Госсанэпиднадзора в Карачаево-Черкесской Республике (далее - ЦГСЭН в КЧР) (по согласованию) | Постоянно | 340,0 | |||
Регулярный лабораторный контроль за циркуляцией возбуди-телей инфекционных заболеваний, обусловливающих территориальную инфекционную патологию (холера, чума, Крымская геморрагическая лихорадка, туляремия, бешенство, сибирская язва, бруцеллез, туберкулез), с привлечением Ставропольского научно-исследовательского противочумного института (далее -НИПЧИ) и Кабардино-Балкарской противочумной станции (далее - КБПЧС): противочумные мероприятия на территории Карачаевского и Малокарачаевского районов; мероприятия по профилактике Крымской геморрагической лихорадки и туляремии на территории Прикубанского района | ЦГСЭН в КЧР (по согласованию), управление ветеринарии Правительства Карачаево-Черкесской Республики КБПЧС (по согласованию) Ставропольский НИПЧИ (по согласованию) | Ежегодно | 800,0 315,0 | |||
Анализ готовности медицинских служб республики к выявлению, диагностике и лечению больных особо опасными инфекционными заболеваниями, представляющими территориальную патологию | Министерство здравоохранения и курортов КЧР, ЦГСЭН в КЧР (по согласованию) | Ежегодно | ||||
Определение напряженности иммунитета к Крымской геморрагической лихорадке и туляремии в декретированной группе - животноводы в Прикубанском районе | Учреждения здравоохранения в Прикубанском районе, центр госсанэпиднадзора в Прикубанском районе (по согласованию) | 2003 год | 6,0 | |||
Открытие лаборатории диагностики методом полимеразной цепной реакции (далее лаборатории ПЦР-диагностики) особо опасных и вирусных инфекций при ЦГСЭН в КЧР | ЦГСЭН в КЧР (по согласованию) | 2003 год | 550,0 | |||
Всего: | 2012,0 | |||||
III. Санитарная охрана территории КЧР от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний | ||||||
Обеспечение регулярной передачи информации в Министерство здравоохранения и курортов КЧР. республиканскую таможню, центр по туризму о ситуации по особо опасным инфекциям в мире и на Юге России | ЦГСЭН в КЧР (по согласованию) | Ежемесячно | ||||
Корректировка оперативных планов мероприятий о взаимодействии служб по профилактике завоза опасных инфекций, токсических веществ, а также в случае акта биотерроризма на территории КЧР | Министерство по делам ГО и ЧС КЧР, органы местного самоуправления (по согласованию), ЦГСЭН (по согласованию), учреждения здравоохранения и ветеринарии | Ежегодно | ||||
Создание запасов лечебно-профилактических, диагностических средств и иммунобиологических препаратов против возбудителей особо опасных инфекций | Министерство здравоохранения и курортов КЧР | Ежегодно | 375,0 | |||
Решение вопроса об установке трупосжигательных печей и открытии: убойных пунктов в районах | Министерство сельского хозяйства и продовольствия КЧР, территориальные районные государственные администрации | 2003-2005 годы | 100,0 | |||
Обеспечение проведения противоэпидемических мероприятий в случае заноса зоонозных инфекций с сырьем животного происхождения, продуктами питания и другими товарами | Министерство здравоохранения и курортов КЧР, ЦГСЭН в КЧР (по согласованию), Управление ветеринарии Правительства КЧР, территориальные районные государственные администрации | В случае возникновения очага | Расчет расходов отдельной сметой | |||
Всего | 475,0 | |||||
IV. Мероприятия на случай возникновения эпидосложнений по особо опасным и природно-очаговым инфекциям | ||||||
Обеспечение готовности противоэпидемических образова-ний для работы в чрезвычайных ситуациях, связанных с эпидемиями и вспышками, завозными случаями опасных инфекционных заболеваний | ЦГСЭН (по согласованию), предприятия, входящие в состав службы наблюдения и лабораторного контроля | Постоянно | 124,5 | |||
Создание резервов и поддержание неснижаемого запаса иммунодиагностических препаратов, питательных сред, дезинфицирующих средств, лабораторной посуды и оборудования, средств индивидуальной защиты для работы в очагах особо опасных и природно-очаговых инфекций. | ЦГСЭН в КЧР (по согласованию) | Постоянно | 480,0 | |||
Совместное проведение противоэпидемических мероприятий в очагах особо опасных инфекций, а также по расшифровке вспышек заболеваний неясной этиологии | Министерство здравоохранения и курортов КЧР, ЦГСЭН в КЧР (по согласованию), Управление ветеринарии Правительства КЧР | В случае возникновения очага | Расчет расходов отдельной сметой | |||
Проведение совместной экспертной оценки причин эпидемиологических осложнений и качества проведенных мероприятий в очагах | Министерство здравоохранения и курортов КЧР, Управление ветеринарии Правительства КЧР, ЦГСЭН в КЧР (по согласованию | В случае возникновения очага | Расчет расходов отдельной сметой | |||
Проведение тренировочных занятий на случай выявления больных особо опасными инфекциями (чума, холера, Крым-геморрагическая лихорадка) в лечебно-профилактических учреждениях республики | Министерство здравоохранения и курортов КЧР, ЦГСЭН (по согласованию) | Ежегодно | ||||
Всего | 604,5 | |||||
V. Подготовка кадров | ||||||
Проведение республиканского семинара для медицинских работников лечебно-профилактических учреждений, ЦГСЭН в городах и районах КЧ.Р по эпидемиологии, профилактике, диагностике и лечению особо опасных инфекций, с привлечением' специалистов КБПЧС, Ставропольского НИПЧИ | Министерство здравоохранения и курортов КЧР | Ежегодно | ||||
Подготовка на 10-дневных курсах усовершенствования по особо опасным и природно-очаговым инфекциям для лаборантов-бактериологов ЦГСЭН при Ставропольском НИПЧИ. | ЦГСЭН в КЧР (по согласованию) | 1 раз в два года | 5,0 | |||
Участие в 2-недельных курсах по противоэпидемическому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях | ЦГСЭН в КЧР (по согласованию) | Ежегодно | 6,0 | |||
Участие в 2-недельных курсах по вопросам противодействия угрозе биотерроризма | ЦГСЭН в КЧР (по согласованию) | Ежегодно | 6,0 | |||
Всего | 17,0 | |||||
VI. информационное обеспечение организации и проведения эпиднадзора | ||||||
Выработка стратегии эпидемиологического информирования населения в случаях чрезвычайных ситуаций с эпидемиологическими последствиями | Министерство здравоохранения и курортов КЧР, Управление ветеринарии Правительства КЧР, ЦГСЭН в КЧР (по согласованию) | По мере возникновения эпидемиологических осложнений | ||||
Освещение в средствах массовой информации системы мер личной профилактики в отношении особо опасных инфекций при осложнении эпидемиологической обстановки на территории республики и сопредельных территориях | Министерство здравоохране-ния и курортов КЧР, Управление ветеринарии Правительства КЧР, ЦГСЭН в КЧР (по согласованию) | По мере возникновения эпидемиологических осложнений | ||||
ИТОГО: | 3108,5 |