ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2009 года N 380

Об утверждении республиканской целевой программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2010-2012 годы"

Изменения:

Постановление Правительства КЧР от 09.08.2010 N 251 RU 09000201000312

Постановление Правительства КЧР от 12.07.2011 N 215 RU 09000201100278

Постановление Правительства КЧР от 19.04.2012 N 157 RU 09000201200164

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 10.07.2009 N 250 "О разработке республиканской целевой программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2010-2012 годы" и определении государственного заказчика" Правительство Карачаево-Черкесской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить республиканскую целевую программу "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2010-2012 годы" (далее - Программа) согласно приложению.

2. Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики предусматривать на очередной финансовый год средства на реализацию мероприятий республиканской целевой программы в пределах возможности доходной базы республиканского бюджета.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего социальные вопросы.

Исполняющий обязанности Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики

И.И. Алиев


Приложение к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21.10.2009 N 380



Республиканская целевая программа "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2010-2012 годы" г.Черкесск 2009 год П А С П О Р Т республиканской целевой программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2010-2012 годы"


Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2010-2012 годы"

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 10.07.2009 N 250 "О разработке республиканской целевой программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2010-2012 годы" и определении государственного заказчика"

Государственный заказчик Программы

Управление государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики

Разработчик Программы

Управление государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики

Цель Программы

Формирование благоприятных условий для обеспечения занятости населения и социальной поддержки безработных граждан

Задачи Программы

Развитие качества рабочей силы, развитие системы профессионального обучения и профессиональной ориентации; содействие трудоустройству населения; социальная поддержка безработных граждан; регулирование трудовой миграции; содействие сельской занятости; внедрение информационных технологий

Перечень основных мероприятий Программы

Улучшение функционирования рынка труда; содействие трудовой мобильности населения;

развитие качества рабочей силы; содействие трудоустройству населения; содействие сельской занятости; социальная поддержка безработных; внедрение информационных технологий; развитие структуры службы занятости

Исполнитель основных мероприятий Программы

Управление государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики, республиканские государственные учреждения центры занятости населения городов и районов республики

Сроки реализации Программы

2010-2012 годы

Объемы и источники финансирования Программы В ред. Постановления Правительства КЧР от 19.04.2012 N 157 RU 09000201200164

Объем финансирования Программы в 2010-2012 годах составит 616791,9 тыс. рублей, в том числе: в 2010 году - 212787,9 тыс.рублей в 2011 году - 207200,1 тыс.рублей в 2012 году - 196803,9 тыс.рублей, из них по источникам финансирования: федеральный бюджет - 529335,0 тыс.рублей, в том числе: в 2010 году - 197282,0 тыс.рублей (по согласованию); в 2011 году - 185285,4 тыс.рублей (по согласованию); в 2012 году - 146767,6 тыс.рублей (по согласованию); республиканский бюджет - 46944,9 тыс.рублей, в том числе: в 2010 году - 6493,6 тыс. рублей в 2011 году - 6100,0 тыс. рублей в 2012 году - 34351,3 тыс. рублей; местные бюджеты - 2073,0 тыс. рублей, в том числе: в 2010 году- 609,3 тыс.рублей (по согласованию); в 2011 году - 583,7 тыс.рублей (по согласованию); в 2012 году - 880,0 тыс.рублей (по согласованию); средства работодателей - 38439,0 тыс.рублей, в том числе: в 2010 году - 8403,0 тыс.рублей (по согласованию); в 2011 году - 15231,0 тыс.рублей (по согласованию); в 2012 году - 14805,0 тыс.рублей (по согласованию). Объемы и источники финансирования подлежат уточнению и могут корректироваться при изменении условий нормативной правовой базы и порядка финансирования мероприятий Программы, а также наличия средств."

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы в ред. постановления Правительства КЧР от 19.04.2012 N 157 RU 09000201200164

Повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения 23,2 тыс. вакансий, в том числе в 2010 году - 7,0 тыс. вакансий, в том числе: обеспечение временного трудоустройства на общественные работы 5,7 тыс. человек, в том числе в 2010 году - 1,8 тыс. человек; организация временного трудоустройства 3,8 тыс. несовершеннолетних граждан, в том числе в 2010 году - 1,3 тыс. человек; организация временного трудоустройства 560 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе в 2010 году - 180 человек. Поддержка предпринимательской инициативы 4,5 тыс. безработных граждан, в том числе в 2010 году - 2,7 тыс. человек. Предоставление возможности прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с целью последующего трудоустройства 6,1 тыс. безработных граждан, в том числе в 2010 году - 2,5 тыс. человек. Предоставление возможности прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в 2012 году 22 женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Проведение профориентационной работы и психологической поддержки 40,8 тыс. человек, в том числе в 2010 году - 14,3 тыс. человек. Осуществление социальных выплат 65,4 тыс. безработных граждан (выплата пособия по безработице, досрочной пенсии, материальной помощи, стипендии в период прохождения профобучения), в том числе в 2010 году - 22,5 тыс. человек. Снижение уровня регистрируемой безработицы с 5,0 процента в 2010 году до 4,0 процента в 2012 году.

Система организации контроля за исполнением Программы

Управление государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики до 1 марта года, следующего за отчётным, представляет в Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики отчёт о ходе реализации Программы и использовании финансовых средств



Введение

Республиканская целевая программа "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2010-2012 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 10.07.2009 N 250 "О разработке республиканской целевой программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2010-2012 годы" и определении государственного заказчика" и с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по труду и занятости.

Подготовка Программы осуществлялась с учетом прогноза социально-экономического развития республики, сведений министерств и ведомств, в компетенцию которых входят различные направления деятельности в трудовой сфере, городских и районных центров занятости населения.

Программа определяет основные направления государственной политики занятости населения на территории Карачаево-Черкесской Республики на 2010-2012 годы с ежегодной корректировкой, учитывающей итоги реализации программных мер за прошедший год и складывающуюся социально-экономическую ситуацию.

Приоритетными направлениями Программы являются наиболее значимые для республики проблемы занятости населения и рынка труда, а также социальная поддержка безработных граждан.

Реализация Программы предусматривает координацию усилий органов власти всех уровней, работодателей, службы занятости, профсоюзов, общественных организаций по поддержанию и развитию занятости населения в республике.

1. Содержание проблемы и анализ причин

её возникновения

1.1. Анализ ситуации на рынке труда

Карачаево-Черкесской Республики

В 2007-2008 годах в республике отмечены позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии.

Рост производства валового регионального продукта составил в 2007 году 3,7% (по оценке), в 2008 году - 8% (по оценке).

В 2007 году рост промышленного производства составил 11%, в 2008 году - 3,1%. На итоги работы промышленности республики к концу 2008 года повлияли негативные тенденции, обусловленные кризисными явлениями, происходящими в экономике страны. Влияние финансового кризиса в первую очередь проявилось в таких ведущих отраслях, как химическое производство и производство прочих неметаллических минеральных продуктов, где производство к уровню 2007 года снизилось на 39,6 и на 24,4% соответственно.

Вместе с тем, положительная динамика индекса промышленного производства в 2008 году была обеспечена именно работой предприятий обрабатывающих отраслей - 103,4%.

В добыче полезных ископаемых производство продукции сократилось на 21,5%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 2,9%.

Наиболее высокие темпы роста выпуска продукции среди обрабатывающих производств отмечались в производстве транспортных средств - в 4,8 раза. Производство пищевых продуктов, включая напитки, занимающее доминирующее положение среди обрабатывающих отраслей, увеличилось на 3,4%.

Сохраняется тенденция роста объемов продукции сельского хозяйства, оборота розничной торговли, общественного питания, объемов платных услуг населению, услуг связи.

В сфере занятости населения и на рынке труда произошли следующие изменения:

численность занятого населения увеличилась в 2007 году на 0,7% и составила 165,7 тыс. человек (по данным баланса трудовых ресурсов), в том числе:

на предприятиях обрабатывающего производства;

в организациях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды;

в строительстве;

на предприятиях транспорта;

в организациях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, арендой, по предоставлению услуг;

в организациях здравоохранения и предоставления социальных услуг;

доля занятого населения на предприятиях государственной и муниципальной формы собственности снизилась с 35,6 до 35,4% и составила 58,7 тыс. человек. Доля занятых в организациях смешанной формы собственности уменьшилась с 3,3 до 1,9% и составила 3,1 тыс. человек;

удельный вес занятых в частном секторе экономики увеличился с 60,4 до 62,1% и составил 102,8 тыс. человек. При этом, снизилась численность занятых в крестьянских (фермерских) хозяйствах с 9,2 до 6,1 тыс. человек, а также численность работников на частных предприятиях с 34,4 до 33,6 тыс. человек.

Численность граждан, занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, включая занятых в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, возросла на 13,1%, с 55,7 до 63 тыс. человек. В 2007 году рост численности занятого населения в экономике республики был обеспечен именно за счет данной категории граждан.

В 2008 году, согласно обследованию населения по проблемам занятости, численность занятого населения составила 167 тыс. человек;

недостаточный приток инвестиций в экономику республики отрицательно влияет на создание и модернизацию рабочих мест на предприятиях республики. За 2007-2008 годы на дополнительно введенные рабочие места на крупных и средних предприятиях принято 1064 работника или 3% всех принятых;

сокращение численности штата на крупных и средних предприятиях составляет за указанный период 1346 человек. Спрос на рабочую силу определялся в основном потребностью в частичном восполнении выбытия кадров. Наблюдалось превышение выбытия над приемом работников крупных и средних предприятий в 2007 году на 1437 человек, в 2008 году на 1655 человек;

масштабы вынужденной неполной занятости населения на крупных и средних предприятиях и в организациях увеличились. Численность работников, которым были предоставлены административные отпуска по инициативе администрации, в 2008 году увеличилась на 50,6% и составила 786 человек. Численность граждан, работающих в режиме неполного рабочего времени, увеличилась в 6,7 раза и составила 1278 человек. В основном это работники предприятий обрабатывающего производства, строительства, транспорта, связи и сельского хозяйства;

предложение рабочей силы на регистрируемом рынке труда не соответствует спросу работодателей. В 2007-2008 годах наблюдалась тенденция снижения спроса на рабочую силу на регистрируемом рынке труда. В 2007 году банк вакансий уменьшился на 4% к предыдущему году, в 2008 году - на 6,5% и составил 12076 рабочих мест, из них 8175 - для постоянной работы.

Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию) на конец 2007 года составлял 12,6, на конец 2008 года - 9,8 (по России - 1,9%, по ЮФО - 5,8%).

Структура предлагаемых вакансий по-прежнему не соответствует профессиональному составу граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве. От 80 до 90% спроса приходится на рабочие профессии, преимущественно предназначенные для мужского труда. При этом, на конец 2008 года 65,8% численности безработных составляли женщины, 28,8% численности безработных имели высшее и среднее профессиональное образование.

Среди рабочих наиболее востребованы водители, слесари различной специализации (слесари-электрики, слесари-ремонтники, слесари-сантехники, автослесари, слесари КИПиА и т.д.), операторы различных линий и установок, машинисты различных машин и механизмов, санитарки, овощеводы, электрогазосварщики, продавцы, электромонтеры, контролеры, кондукторы.

Не хватает квалифицированных кровельщиков, водителей троллейбусов, слесарей для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства, слесарей-ремонтников, токарей; электромонтеров, машинистов: автогрейдера, бульдозера, экскаватора, автокрана; наладчиков автоматических линий и технологического оборудования; монтажников санитарно-технических систем и оборудования, стропальщиков, электрогазосварщиков, электромонтажников. Дефицит рабочих с данными профессиями особенно заметен в г. Черкесске.

Среди специалистов наблюдается дефицит инкассаторов, врачей, программистов, электриков участка и цеха;

миграционная убыль наблюдается во всех районах республики. За 2007-2008 годы миграционная убыль по республике составила 4,6 тыс. человек. Миграционный отток населения из городской местности выше, чем сельской и составляет около 60% от общего сальдо миграции;

масштабы занятости населения в неформальном секторе экономики республики остаются значительными. В отчетном периоде неформальная занятость населения оценивалась в пределах 63,5-79,4 тыс. человек, 38-44,5% к общей численности занятого населения. Большинство из них (от 90 до 94%) заняты только в неформальном секторе экономики. С одной стороны, неформальный сектор экономики снимает социальное напряжение в обществе, с другой - оказывает отрицательное воздействие на поступление налогов в бюджет и на другие экономические показатели и социальную защищенность работников.

Между емкостью неформального сектора и масштабами незарегистрированной безработицы имеется тесная зависимость. Возможность получения случайных, пусть и незначительно превышающих прожиточный минимум приработков, удерживает часть занятого населения в неформальном секторе от регистрации в качестве безработных.

В динамике и структуре общей численности безработных (приложение 5 к Программе) произошли следующие изменения:

уменьшилась общая численность безработных на 17,9% и составила в 2008 году 32 тыс. человек. В городской местности численность безработных снизилась на 18,2% и составляет 9 тыс. человек, в сельской местности - на 17,6% и составила 23 тыс. человек. Численность безработных женщин сократилась на 26,3% и составила 14 тыс. человек, численность безработных мужчин - на 10% и составила 18 тыс. человек;

снизился уровень общей безработицы на 2,5 процентных пункта и составляет 16,1%, в городской местности снизился с 12,1 до 9,5%, в сельской местности - с 23,5 до 22,3%. У женщин уровень общей безработицы снизился с 18 до 14,2%, у мужчин - с 19 до 17,8%;

не изменилась доля безработных в возрасте 16-29 лет и составила 36,2% при численности 11,6 тыс. человек;

уменьшилась в 2,5 раза численность безработных, имеющих высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование, и составила 6,5 тыс. человек, доля их среди безработных снизилась с 41,2% до 20,4%;

увеличилась доля безработных, высвобожденных из организаций при сокращении штатов и ликвидации предприятий, с 29,9 до 32,1%;

уменьшился средний период поиска работы с 12,9 до 12 месяцев. 71,5% безработных ищут работу более года.

В динамике и структуре регистрируемой безработицы (приложение 6 к Программе) произошли следующие изменения:

уменьшилась численность зарегистрированных безработных на 33,2% и составила 5227 человек;

сохраняется значительная дифференциация территорий по уровню безработицы. При значении уровня регистрируемой безработицы по республике на 1 января 2009 года 2,6% данный показатель варьирует от 1,2% в Адыге-Хабльском районе до 8,4% в Карачаевском районе. Выше республиканского уровня данный показатель в Усть-Джегутинском и Хабезском районах и в г. Карачаевске;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»