Недействующий

О республиканской целевой программе "Русский язык" на 2006-2010 годы

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.


В последние десятилетия в Карачаево-Черкесской Республике, так же как и в целом в Российской Федерации, наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным, особенно среди представителей молодого поколения, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения, искажение литературных норм и культуры речи в среде политических деятелей, государственных служащих, работников культуры, радио, телевидения.

Республиканская целевая программа "Русский язык" на 2006 - 2010 годы (далее - Программа) является организационной основой решения проблемы практического применения государственного языка параллельно с языками народов Карачаево-Черкесской Республики. Особое значение придается сохранению, укреплению, развитию и распространению русского языка как важнейшего средства консолидации поликонфессионального, полиэтнического общества, вхождения Карачаево-Черкесии в общероссийское экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство.

Разработку Программы обусловили следующие факторы:

необходимость создания условий функционирования русского языка как важнейшего средства обеспечения целостности Карачаево-Черкесской Республики;

необходимость обеспечения условий для реализации принципов, основанных на понимании статуса государственного языка, закрепленного за русским языком Конституцией Российской Федерации, как объединяющего элемента необходимость создания равных условий для овладения русским языком всеми политической, экономической и культурной сфер жизни республики;

жителями Карачаево-Черкесской Республики;

актуальность упрочения роли русского языка как одной из важнейших социально-культурных составляющих объединения гражданского общества;

необходимость поддержки русского языка как средства межнационального общения;

Основаниями для разработки Программы являются Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 25.10.91 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", статья 11 Конституции Карачаево-Черкесской Республики, Приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, одобренного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 года N 1756-р, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г., а также распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2005 г. N 1355- р.

Опыт выполнения мероприятий по выполнению федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002 - 2005 годы показал целесообразность их объединения для осуществления комплексного подхода к решению государственных проблем в сфере образования, а также проблем применения государственного языка в полиэтнических регионах. Реализация обозначенных выше мероприятий федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002 - 2005 годы позволила привлечь к участию 10 отделов образования городов и районов республики, 190 общеобразовательных учреждений.

Обеспечен учебный процесс по российским образовательным стандартам во всех образовательных учреждениях республики.

В ходе реализации мероприятий федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002 - 2005 годы стало очевидным, что, несмотря на наметившиеся в области функционирования русского языка положительные сдвиги, еще сохраняют остроту следующие проблемы:

отсутствие комплексного подхода к решению стратегических задач;

невысокая эффективность межведомственной координации;

необходимость вовлечения гражданского общества и представителей бизнеса в решение проблем;

недостаточность бюджетного финансирования.

Решение этих проблем требует применения эффективных механизмов и методов.

Применение программно-целевого метода позволит:

разработать и внедрить технологию решения актуальных проблем в области применения государственного языка и национальных языков Карачаево-Черкесской Республики с участием институтов гражданского общества;

создать организационную основу реализации Программы;

создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования образованной в ходе выполнения Программы инфраструктуры после 2010 года.

Для реализации стратегических задач Программы предусматривается создание централизованных механизмов их решения на федеральном уровне, использование полученных результатов на региональном и муниципальном уровнях, а также формирование системы индикаторов и показателей реализации Программы. Это возможно только при использовании программно-целевого метода.

Решение проблем программно-целевым методом направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами Программы в условиях существующих бюджетных ограничений.

Опыт показывает, что ограниченное употребление русского языка как языка межнационального общения ведет к этнокультурному разобщению народов Карачаево-Черкесской Республики.

Отстающая от реальных потребностей общества система подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей русского языка препятствует качественному преподаванию этого предмета в средней и высшей школе. Неразвитая система дистанционного обучения русскому языку и слабое использование перспективных информационных технологий не позволяет удовлетворить в полной мере потребности личности и общества в этой сфере.

Отсутствие нормативной правовой базы функционирования национальной системы оценки качества владения русским языком, к сожалению, приводит, в частности, к снижению профессионального уровня работников во всех сферах народного хозяйства.

В настоящее время недостаточно развиты механизмы привлечения некоммерческих, общественных и профессиональных организаций к формированию и реализации Программы на территории Карачаево-Черкесской Республики.

Недостаточная разработанность нового поколения учебно-методической литературы по русскому языку приводит к неэффективности учебного процесса и снижению мотивации к изучению русского языка учащимися-билингвами.