Развитие малого предпринимательства - одно из важнейших направлений развития и преобразований, происходящих в российской экономике. Малый бизнес является важным фактором, позволяющим, с одной стороны, снизить социальную напряженность и дать возможность определенным слоям населения, попавшим в сложную социально - экономическую ситуацию, найти применение своему физическому и интеллектуальному потенциалу, а с другой стороны, реализовать социально значимые идеи и проекты. Темпы роста численности субъектов малого предпринимательства в республике за последние три года и количество созданных в малом предпринимательстве рабочих мест говорят о том, что этот сектор экономики развивается динамично. Экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства и увеличивающиеся поступления налогов в федеральный и местные бюджеты свидетельствуют о стабилизирующем воздействии этого явления на экономику республики.
К 2002 году в республике работало 919 предприятий с общей численностью занятых около 9726 человек. По количеству малых предприятий на 1000 человек постоянного населения республики приходилось в среднем 2 малых предприятия. В отраслевой структуре малого бизнеса в республике преобладают предприятия торговли и общественного питания (42%), промышленности (20%), строительства (16%). При этом малые предприятия в негосударственном секторе экономики по сравнению с крупными госпредприятиями оперативнее реагируют на изменения конъюнктуры рынка, предлагая те товары и услуги, которые пользуются спросом населения и доступны по ценам.
Субъектами малого предпринимательства за 1 квартал 2001 года было произведено и предоставлено услуг (по всем видам деятельности) на сумму 109,7 млн. рублей, в тот же период 2000 года малыми предприятиями было произведено и предоставлено услуг на сумму 94,003 млн. рублей, в 1 квартале 1999 года - 50,760 млн. рублей.
Несмотря на ряд позитивных моментов в развитии малого предпринимательства республики, положение предпринимателя, занимающегося производством, ухудшилось. Чрезмерно усложненная система налогообложения делает невыгодным любой вид производственной деятельности, выталкивает предпринимателя в "теневую" сферу, что приводит к криминализации предпринимательства. Эффективность малого предпринимательства сдерживается и такими факторами, как недостаток собственных денежных средств, высокие кредитные ставки коммерческих банков и ограниченные сроки предоставления кредитов, отсутствие гарантий возврата кредитов из-за низкой залогоспособности малых предприятий, неразвитость лизинговых отношений.
Все эти факторы отрицательно влияют на динамику роста числа малых предприятий. Сложившаяся ситуация требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства.
Для успешного развития малого предпринимательства требуется переход от стихийной к организованной деятельности на основе программного метода для налаживания обмена информацией, практического взаимодействия как предпринимателей между собой, так и с органами государственной власти и местного самоуправления. Программа позволит объединить и оптимизировать усилия всех существующих и создаваемых государственных республиканских органов, а также негосударственных организаций для достижения главной цели, увязать по срокам, ресурсам и исполнителям намечаемые мероприятия.
Необходимо продолжить преобразование нормативно-правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства, что позволит существенно продвинуться в создании эффективной законодательной базы.
Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы приватизации и экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями.
В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки предпринимательства. Укрепление системы районных фондов поддержки малого предпринимательства повысит стабильность и управляемость системы государственной поддержки малого предпринимательства республики, обеспечит выработку и проведение последовательной политики по финансированию развития малого предпринимательства.
Интегрированная сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики включает в себя систему районных и городских фондов, лизинговую компанию, региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Межрегиональный Маркетинговый Центр "Карачаево-Черкесия- Москва". Планируется открытие в республике Центрального Дома предпринимателя, в котором будет размещена значительная часть республиканской инфраструктуры по поддержке и развитию малого бизнеса: постоянно действующая выставка продукции, производимой субъектами малого предпринимательства, конференц-зал, бизнес-инкубатор. Создание общедоступного комплекса необходимо для обеспечения на льготных условиях потребностей субъектов малого предпринимательства, структур поддержки малого бизнеса в проведении отраслевых выставок, ярмарок, конкурсов, межрайонных, межрегиональных конференций, семинаров и других мероприятий, направленных на укрепление взаимодействия предпринимательской общественности со структурами поддержки предпринимательства и оказание комплексных, сервисных услуг предпринимателям.
Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства в республике является региональная программа поддержки малого предпринимательства на 2003 - 2005 годы (далее - Программа). Необходимость реализации Программы диктуется не только положениями Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Закона Карачаево-Черкесской Республики от 03.05.96 N 83-ХХ11 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике" , но и необходимостью координации усилий государственных и негосударственных структур поддержки малого предпринимательства.
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предпринимательства и опирается на созданную инфрастуктуру поддержки предпринимательства. В Программе учитывается имеющийся опыт предшествующих программ. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на средне- и долгосрочную перспективу.