Реформирование жилищно-коммунального хозяйства направлено на повышение роли органов местного самоуправления, самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, обеспечивающих обслуживание потребителей жилищно-коммунальных услуг. Усиление роли органов местного самоуправления невозможно без реорганизации комплекса жилищно-коммунальных предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. В целях реорганизации предприятий-монополистов, передачи ряда объектов под контроль муниципалитета и установления четких прав муниципальной собственности необходимо сделать следующие шаги и принять соответствующие местные нормативные акты:
проведение аудиторской проверки по каждому предприятию ЖКХ;
определение границ функционирования предприятий ЖКХ;
зонирование объектов ЖКХ для передачи органам местного самоуправления;
определение процедуры участия трудовых коллективов;
установление способов передачи объектов ЖКХ и ответственности сторон;
передача в муниципальную собственность ведомственных объектов ЖКХ;
принятие нормативных актов по разгосударствлению организаций ЖКХ.
В соответствии с действующим законодательством в муниципальную собственность должны быть переданы:
жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении органов местного самоуправления;
жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие вышеуказанные объекты;
объекты инженерной инфраструктуры городов, поселков, населенных пунктов, внешнего благоустройства;
другие объекты, находящиеся в оперативном управлении органов местного самоуправления.
При этом в перечень передаваемого имущества обязательно должны быть включены основные технологические и производственные фонды. Основой для осуществления реорганизации республиканских жилищно-коммунальных предприятий могут быть ниже перечисленные структурные схемы предприятий-монополистов.
Субъектом естественной монополии на локальном товарном рынке является хозяйствующий субъект (юридическое лицо) непосредственно занятый производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии на этом товарном рынке.
В структуру естественных монополий, действующих на локальных товарных рынках, входят следующие типовые хозяйственные структуры или виды технологических работ:
1. Типовая структура естественных монополий в разводящих сетях, подключенных к федеральной системе электроснабжения:
трансформаторные подстанции;
распределительные пункты;
воздушные и кабельные линии электропередач;
системы диспетчерского управления;
внутридомовые электрические сети;
все виды торгово-посреднической деятельности на данном рынке электроснабжения.
2. Типовая структура естественных монополий в системах электроснабжения поселений, не подключенных к федеральным энергетическим системам:
электростанции всех типов, включая дизельные электростанции и нетрадиционные источники электроснабжения, действующие в границах территорий (в поселениях), не подключенные к федеральным энергетическим системам;
трансформаторные подстанции;
распределительные пункты;
воздушные и кабельные линии электропередач;