Недействующий

О программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг

Разграничение функций и формирование служб заказчиков и подрядчиков


Создание конкурентной сферы зависит от эффективного разделения функций между собственниками жилищного фонда, управляющими компаниями (службы заказчика) и подрядными жилищно-коммунальными организациями. На данный момент все функции практически осуществляются в рамках единой производственно-управленческой структуры в составе органа местного самоуправления.

При разграничении функций за собственниками жилищного фонда должны закрепляться следующие функции:

контроль и соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов инженерной инфраструктуры;

обеспечение соответствующего финансирования для содержания жилищного фонда;

разработка и заключение договоров найма или аренды жилых и нежилых помещений в принадлежащем ему жилищном фонде.

Основными функциями управляющей компании являются:

поддержание в надлежащем состоянии принятой от собственника в управление недвижимости в соответствии с требованиями государственных стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;

выбор наилучшего подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде;

заключение договоров с выбранными подрядчиками на предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного количества, качества и стоимости;

обеспечение системы контроля за предоставлением этих услуг и оплаты их по факту предоставления.

Реформа ЖКХ рассчитана на формирование двух уровней конкурентных отношений: У

конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;

конкуренция подрядных организаций за получение заказа на обслуживание жилья.

Основными принципами при размещении заказов как на управление, так и по обслуживанию жилищного фонда должны стать открытость, равенство участников, объективность и контролируемость принятых решений. Целесообразно разработать положение о порядке размещения муниципальных заказов, которое регулирует:

правоотношения, на которые распространяется положение;

принципы размещения заказов;

способы размещения заказов;

орган, уполномоченный на принятие решений по размещению заказов(конкурсная комиссия);

порядок организации и проведение конкурсов;

порядок и сроки заключения договоров на размещение заказов и т.д.

Целесообразность диктуется необходимостью конкурсного размещения заказов, экономии бюджетных средств и создания условий для конкурентной борьбы на локальных рынках.

Формированию служб заказчиков и подрядчиков во многом может препятствовать сохранение ведомственных жилых фондов. Сохранение ведомственного фонда приводит к безальтернативному функционированию служб заказчика (само ведомство) и подрядчиков (ведомственные ЖКО). Помимо общеэкономической нецелесообразности такого положения, связанного с выполнением предприятиями нехарактерных функций, хаотическим переплетением жилищно-коммунальных и производственных показателей, налогов и отчислений, оплаченные за коммунальные услуги средства населения используются ведомствами в общей схеме оборотных средств. Это является одной из причин несвоевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг. На первом этапе формирования служб заказчиков и подрядчиков необходимо устранить ведомственную принадлежность жилого фонда путем создания собственников жилых домов (кондоминиумы) или передачей в муниципальную собственность. Из ведомственных жилищно-коммунальных отделов могут формироваться конкретные службы заказчиков и подрядчиков.