ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 1998 года N 167
О программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг
Утратил силу:
Постановление Правительства КЧР от 10.06.2003 N 115 RU 09000200300165
В целях реализации Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.08.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.97 N 1613 "О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы" Президиум Правительства Карачаево-Черкесской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Программу демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг КЧР согласно приложению.
2. Министерствам и ведомствам КЧР, главам администраций районов, руководителям органов местного самоуправления разработать мероприятия по реализации Программы и внести предложения в Правительство КЧР до 01.08.98.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство КЧР по архитектуре, строительству и дорожному хозяйству (Ивашину) и антимонопольное управление КЧР (Уракчиева).
Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики | А.Г. Озов |
Приложение к постановлению
Президиума Правительства КЧР
от 30.05.98 N 167
Программа демонополизации и развития конкуренции в отраслях ЖКХ КЧР имеет основной целью уменьшение бюджетных расходов в жилищно-коммунальной сфере, снижение издержек жилищно-коммунальных предприятий и поддержание федеральных стандартов качества предоставляемых услуг в КЧР.
В Карачаево-Черкесской Республике на первый план при демонополизации выдвигаются проблемы создания конкурентного рынка жилищно-коммунальных услуг, ресурсосбережения и благоустройства. Отсутствие конкурентной среды обусловлено сложившейся в дорыночный период затратной хозяйственной структурой и искаженной системой ценообразования. Основные бюджетные расходы приходятся на предприятия - монополисты (естественные монополисты в жилищно-коммунальной сфере). Сохранение их в форме унитарных республиканских предприятий или аналогичной с этой формой структур в ближайшей перспективе не приведет к сколь-нибудь существенным изменениям и экономии средств, поскольку создание конкурентного механизма в жилищно-коммунальной сфере возможно только в локальных масштабах - городе, поселке, населенном пункте и т.д.
Для внедрения противозатратного механизма ценообразования на предприятиях - естественных монополистах необходимо максимальное обособление и автономизация жилищно-коммунальной сферы в рамках географических локальных рынков (органов местного самоуправления). Предлагаемый в программе механизм реально можно распространить на предприятия водоснабжения и канализации, теплоснабжения, газоснабжения и электроснабжения. В целях определения конкретных затрат на коммунальные услуги, расходов предприятий и бюджетов разных уровней необходимо в расчетном порядке создать районные, городские, поселковые жилищно-коммунальные инфраструктуры. Каждая инфраструктурная единица должна быть обозначена пообъектно с указанием расходов и бюджетных субсидий. Такая реорганизация предполагает также изменение схемы бюджетного финансирования объектов жилищно-коммунального хозяйства не по административной системе через республиканские предприятия, а напрямую через органы местного самоуправления.
В целом Программу демонополизации и развития конкуренции в отраслях ЖКХ КЧР можно подразделить на следующие этапы:
реорганизация жилищно-коммунальной системы;
ресурсосбережение и создание противозатратного механизма ценообразования на предприятиях ЖКХ;
разграничение функций и формирование служб заказчиков и подрядчиков;
осуществление мероприятий по переходу на договорные взаимоотношения между производителем услуг и заказчиком, между заказчиком и потребителем услуг;
прочие мероприятия.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства направлено на повышение роли органов местного самоуправления, самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, обеспечивающих обслуживание потребителей жилищно-коммунальных услуг. Усиление роли органов местного самоуправления невозможно без реорганизации комплекса жилищно-коммунальных предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. В целях реорганизации предприятий-монополистов, передачи ряда объектов под контроль муниципалитета и установления четких прав муниципальной собственности необходимо сделать следующие шаги и принять соответствующие местные нормативные акты:
проведение аудиторской проверки по каждому предприятию ЖКХ;
определение границ функционирования предприятий ЖКХ;
зонирование объектов ЖКХ для передачи органам местного самоуправления;
определение процедуры участия трудовых коллективов;
установление способов передачи объектов ЖКХ и ответственности сторон;
передача в муниципальную собственность ведомственных объектов ЖКХ;
принятие нормативных актов по разгосударствлению организаций ЖКХ.
В соответствии с действующим законодательством в муниципальную собственность должны быть переданы:
жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении органов местного самоуправления;
жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие вышеуказанные объекты;
объекты инженерной инфраструктуры городов, поселков, населенных пунктов, внешнего благоустройства;
другие объекты, находящиеся в оперативном управлении органов местного самоуправления.
При этом в перечень передаваемого имущества обязательно должны быть включены основные технологические и производственные фонды. Основой для осуществления реорганизации республиканских жилищно-коммунальных предприятий могут быть ниже перечисленные структурные схемы предприятий-монополистов.
Субъектом естественной монополии на локальном товарном рынке является хозяйствующий субъект (юридическое лицо) непосредственно занятый производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии на этом товарном рынке.
В структуру естественных монополий, действующих на локальных товарных рынках, входят следующие типовые хозяйственные структуры или виды технологических работ:
1. Типовая структура естественных монополий в разводящих сетях, подключенных к федеральной системе электроснабжения:
трансформаторные подстанции;
распределительные пункты;
воздушные и кабельные линии электропередач;
системы диспетчерского управления;
внутридомовые электрические сети;
все виды торгово-посреднической деятельности на данном рынке электроснабжения.
2. Типовая структура естественных монополий в системах электроснабжения поселений, не подключенных к федеральным энергетическим системам:
электростанции всех типов, включая дизельные электростанции и нетрадиционные источники электроснабжения, действующие в границах территорий (в поселениях), не подключенные к федеральным энергетическим системам;
трансформаторные подстанции;
распределительные пункты;
воздушные и кабельные линии электропередач;
системы диспетчерского управления;
внутридомовые электрические сети;
все виды торгово-посреднической деятельности на данном рынке электроснабжения.
3. Типовая структура естественных монополий в системах теплоснабжения:
разводящие тепловые сети (наружные трубопроводы, насосные станции на тепловых сетях);
единственные для данного обособленного поселения (на данном локальном рынке) производители теплоэнергии, включая отопительные котельные и нетрадиционные источники теплоснабжения;4
пункты диспетчерского управления;
тепловые пункты;
внутридомовые тепловые сети;
все виды торгово-посреднической деятельности на данном рынке теплоснабжения.
4. Типовая структура естественных монополий в разводящих сетях, подключенных к федеральным системам газоснабжения:
разводящие газовые сети (наружные трубопроводы, насосные станции);
пункты диспетчерского управления;
внутридомовые газовые сети;
все виды торгово-посреднической деятельности на данном рынке газоснабжения.
5. Типовая структура естественных монополий при сетевом газоснабжении поселений, не подключенных к федеральным системам газоснабжения (при автономной системе газоснабжения):
единственные для данного обособленного поселения или обособленной территории (на данном локальном рынке) поставщики газа;
разводящие газовые сети (наружные трубопроводы, насосные станции);
пункты диспетчерского управления;
внутридомовые газовые сети;
все виды торгово-посреднической деятельности на данном рынке газоснабжения.
6. Типовая структура естественных монополий в системах водоснабжения:
насосные станции;
смотровые колодцы и резервуары;
очистные сооружения водопровода;
водозаборные сооружения из открытых источников и скважины;
сооружения водоподготовки и подачи потребителям;
водопроводные сети;
внутридомовые трубопроводы;
внутридомовые насосные установки;
пожарные водоемы и резервуары;
трубопроводы внутреннего противопожарного водопровода;
пожарные гидранты, пожарные насосы - повысители давления в сети.
7. Типовая структура естественных монополий в системах канализации:
внутридомовые канализационные сети (трубопроводы);
внешние канализационные сети (трубопроводы);
канализационные коллекторы, насосные станции, колодцы;5
очистные сооружения канализации (приемные камеры, песколовки, эротенки, первичные и вторичные отстойники, воздуходувные станции, иловые площадки, метантенки и т.д.).
Для обеспечения единства решений по ЖКХ, использования жилых и коммунальных объектов республики по прямому назначению целесообразно в рамках органов местного самоуправления разработать паспорта жилищно-коммунальной инфраструктуры. Полномочия собственника имущества жилищно-коммунальной инфраструктуры должны быть возложены на орган местного самоуправления.