Недействующий

ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 мая 1998 года N 167

О программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг

Утратил силу:

Постановление Правительства КЧР от 10.06.2003 N 115 RU 09000200300165

В целях реализации Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.08.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.97 N 1613 "О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы" Президиум Правительства Карачаево-Черкесской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Программу демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг КЧР согласно приложению.

2. Министерствам и ведомствам КЧР, главам администраций районов, руководителям органов местного самоуправления разработать мероприятия по реализации Программы и внести предложения в Правительство КЧР до 01.08.98.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство КЧР по архитектуре, строительству и дорожному хозяйству (Ивашину) и антимонопольное управление КЧР (Уракчиева).

Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики

А.Г. Озов



Приложение к постановлению

Президиума Правительства КЧР

от 30.05.98 N 167

ПРОГРАММА ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ Общая часть.


Программа демонополизации и развития конкуренции в отраслях ЖКХ КЧР имеет основной целью уменьшение бюджетных расходов в жилищно-коммунальной сфере, снижение издержек жилищно-коммунальных предприятий и поддержание федеральных стандартов качества предоставляемых услуг в КЧР.

В Карачаево-Черкесской Республике на первый план при демонополизации выдвигаются проблемы создания конкурентного рынка жилищно-коммунальных услуг, ресурсосбережения и благоустройства. Отсутствие конкурентной среды обусловлено сложившейся в дорыночный период затратной хозяйственной структурой и искаженной системой ценообразования. Основные бюджетные расходы приходятся на предприятия - монополисты (естественные монополисты в жилищно-коммунальной сфере). Сохранение их в форме унитарных республиканских предприятий или аналогичной с этой формой структур в ближайшей перспективе не приведет к сколь-нибудь существенным изменениям и экономии средств, поскольку создание конкурентного механизма в жилищно-коммунальной сфере возможно только в локальных масштабах - городе, поселке, населенном пункте и т.д.

Для внедрения противозатратного механизма ценообразования на предприятиях - естественных монополистах необходимо максимальное обособление и автономизация жилищно-коммунальной сферы в рамках географических локальных рынков (органов местного самоуправления). Предлагаемый в программе механизм реально можно распространить на предприятия водоснабжения и канализации, теплоснабжения, газоснабжения и электроснабжения. В целях определения конкретных затрат на коммунальные услуги, расходов предприятий и бюджетов разных уровней необходимо в расчетном порядке создать районные, городские, поселковые жилищно-коммунальные инфраструктуры. Каждая инфраструктурная единица должна быть обозначена пообъектно с указанием расходов и бюджетных субсидий. Такая реорганизация предполагает также изменение схемы бюджетного финансирования объектов жилищно-коммунального хозяйства не по административной системе через республиканские предприятия, а напрямую через органы местного самоуправления.

В целом Программу демонополизации и развития конкуренции в отраслях ЖКХ КЧР можно подразделить на следующие этапы:

реорганизация жилищно-коммунальной системы;

ресурсосбережение и создание противозатратного механизма ценообразования на предприятиях ЖКХ;

разграничение функций и формирование служб заказчиков и подрядчиков;

осуществление мероприятий по переходу на договорные взаимоотношения между производителем услуг и заказчиком, между заказчиком и потребителем услуг;

прочие мероприятия.

Реорганизация жилищно-коммунальной системы.


Реформирование жилищно-коммунального хозяйства направлено на повышение роли органов местного самоуправления, самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, обеспечивающих обслуживание потребителей жилищно-коммунальных услуг. Усиление роли органов местного самоуправления невозможно без реорганизации комплекса жилищно-коммунальных предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. В целях реорганизации предприятий-монополистов, передачи ряда объектов под контроль муниципалитета и установления четких прав муниципальной собственности необходимо сделать следующие шаги и принять соответствующие местные нормативные акты:

проведение аудиторской проверки по каждому предприятию ЖКХ;

определение границ функционирования предприятий ЖКХ;

зонирование объектов ЖКХ для передачи органам местного самоуправления;

определение процедуры участия трудовых коллективов;

установление способов передачи объектов ЖКХ и ответственности сторон;

передача в муниципальную собственность ведомственных объектов ЖКХ;

принятие нормативных актов по разгосударствлению организаций ЖКХ.

В соответствии с действующим законодательством в муниципальную собственность должны быть переданы:

жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении органов местного самоуправления;

жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие вышеуказанные объекты;

объекты инженерной инфраструктуры городов, поселков, населенных пунктов, внешнего благоустройства;

другие объекты, находящиеся в оперативном управлении органов местного самоуправления.

При этом в перечень передаваемого имущества обязательно должны быть включены основные технологические и производственные фонды. Основой для осуществления реорганизации республиканских жилищно-коммунальных предприятий могут быть ниже перечисленные структурные схемы предприятий-монополистов.

Субъектом естественной монополии на локальном товарном рынке является хозяйствующий субъект (юридическое лицо) непосредственно занятый производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии на этом товарном рынке.

В структуру естественных монополий, действующих на локальных товарных рынках, входят следующие типовые хозяйственные структуры или виды технологических работ:

1. Типовая структура естественных монополий в разводящих сетях, подключенных к федеральной системе электроснабжения:

трансформаторные подстанции;

распределительные пункты;

воздушные и кабельные линии электропередач;

системы диспетчерского управления;

внутридомовые электрические сети;

все виды торгово-посреднической деятельности на данном рынке электроснабжения.

2. Типовая структура естественных монополий в системах электроснабжения поселений, не подключенных к федеральным энергетическим системам:

электростанции всех типов, включая дизельные электростанции и нетрадиционные источники электроснабжения, действующие в границах территорий (в поселениях), не подключенные к федеральным энергетическим системам;

трансформаторные подстанции;

распределительные пункты;

воздушные и кабельные линии электропередач;

системы диспетчерского управления;

внутридомовые электрические сети;

все виды торгово-посреднической деятельности на данном рынке электроснабжения.

3. Типовая структура естественных монополий в системах теплоснабжения:

разводящие тепловые сети (наружные трубопроводы, насосные станции на тепловых сетях);

единственные для данного обособленного поселения (на данном локальном рынке) производители теплоэнергии, включая отопительные котельные и нетрадиционные источники теплоснабжения;4

пункты диспетчерского управления;

тепловые пункты;

внутридомовые тепловые сети;

все виды торгово-посреднической деятельности на данном рынке теплоснабжения.

4. Типовая структура естественных монополий в разводящих сетях, подключенных к федеральным системам газоснабжения:

разводящие газовые сети (наружные трубопроводы, насосные станции);

пункты диспетчерского управления;

внутридомовые газовые сети;

все виды торгово-посреднической деятельности на данном рынке газоснабжения.

5. Типовая структура естественных монополий при сетевом газоснабжении поселений, не подключенных к федеральным системам газоснабжения (при автономной системе газоснабжения):

единственные для данного обособленного поселения или обособленной территории (на данном локальном рынке) поставщики газа;

разводящие газовые сети (наружные трубопроводы, насосные станции);

пункты диспетчерского управления;

внутридомовые газовые сети;

все виды торгово-посреднической деятельности на данном рынке газоснабжения.

6. Типовая структура естественных монополий в системах водоснабжения:

насосные станции;

смотровые колодцы и резервуары;

очистные сооружения водопровода;

водозаборные сооружения из открытых источников и скважины;

сооружения водоподготовки и подачи потребителям;

водопроводные сети;

внутридомовые трубопроводы;

внутридомовые насосные установки;

пожарные водоемы и резервуары;

трубопроводы внутреннего противопожарного водопровода;

пожарные гидранты, пожарные насосы - повысители давления в сети.

7. Типовая структура естественных монополий в системах канализации:

внутридомовые канализационные сети (трубопроводы);

внешние канализационные сети (трубопроводы);

канализационные коллекторы, насосные станции, колодцы;5

очистные сооружения канализации (приемные камеры, песколовки, эротенки, первичные и вторичные отстойники, воздуходувные станции, иловые площадки, метантенки и т.д.).

Для обеспечения единства решений по ЖКХ, использования жилых и коммунальных объектов республики по прямому назначению целесообразно в рамках органов местного самоуправления разработать паспорта жилищно-коммунальной инфраструктуры. Полномочия собственника имущества жилищно-коммунальной инфраструктуры должны быть возложены на орган местного самоуправления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»