Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июля 2004 года N 149

О республиканской целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Карачаево-Черкесской Республики на 2004-2010 годы"

Утратил силу:

Постановление Правительства КЧР от 31.10.2007 N 413 RU 09000200700311


Утверждена постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 08.10.2004 N 187(утратило силу постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 22.02.2008 N 22)

Изменения:

Постановление Правительства КЧР от 16.09.2004 N 218 RU 09000200400264

По всему тексту постановления и приложения к нему слова "Министерство промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики" заменены словами "Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики" в соответствующих падежах.

В целях обеспечения устойчивого надежного функционирования инженерных систем обеспечения, повышения качества оказываемых услуг, социальной защиты населения в оплате жилищно-коммунальных услуг, социальной защите населения в оплате жилищно-коммунальных услуг, во исполнение Протокола заседания координационного Совета Госстроя России и Полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе по вопросам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 16.12.2003 Правительства Карачаево-Черкесской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять республиканскую целевую программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Карачаево-Черкесской Республики на 2004-2010 годы" (далее - Программа) и направить на утверждение в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики согласно приложению.

2. Возложить на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики координацию работы органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по реализации мероприятий Программы.

3. Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики предусмотреть финансирование мероприятий республиканской целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Карачаево-Черкесской Республики на 2004-2010 годы" в пределах возможности доходной части республиканского бюджета соответствующего года.

4. Министерствам, ведомствам, территориальным районным государственным администрациям республики обеспечить выполнение Программы в подведомственных подразделениях.

5. Министерству экономического развития Карачаево-Черкесской Республики включить Программу в перечень республиканских целевых программ, финансируемых из республиканского бюджета, начиная с 2005 года.

6. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики информацию о ходе выполнения мероприятий Программы представлять в Правительство Карачаево-Черкесской Республики ежеквартально к 15 числу месяца, следующего за отчетным.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего вопросы жилищно-коммунального хозяйства.

В ред. постановления Правительства КЧР от 16.09.2004 N 218 RU 09000200400264

Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики

Р.О.Казаноков



Приложение к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.07.2004 N 149

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2004-2010 ГОДЫ" г. Черкесск


СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт Программы

Введение

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения программно-целевыми методами

2. Организационно-экономическая модель реформирования отрасли

3. Рыночные механизмы функционирования жилищного хозяйства

4. Система программных мероприятий и структура затрат на модернизацию жилищно-коммунального комплекса

5. Механизмы реализации Программы

6. Источники покрытия необходимых затрат на модернизацию жилищно коммунального комплекса и предоставление гражданам льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг

7. Организационное и информационное обеспечение реализации Программы

8. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы

9. Контроль за ходом исполнения Программы

Приложение: таблицы N 4.1.-4.4., 6.1., 7.1., 8.1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Карачаево-Черкесской Республики на 2004-2010 годы"

Дата принятия решения о разработке Программы

Решение заседания координационного Совета Госстроя России и Полномочного представителя Прези-дента Российской Федерации в Южном федеральном округе по вопросам строительства и жилищно-коммунального хозяйства 16-17 декабря 2003 года, Протокол от 29.12.2003

Государственный заказчик Программы

Правительство Карачаево-Черкесской Республики

Координатор исполнения Программы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики

Основные разработчики Программы

Управление Президента Карачаево-Черкесской Республики по инвестиционной политике и внешним свя-зям, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

Основной целью Программы является обеспечение устойчивого надежного функционирования инженерных систем обеспечения, повышения качества оказы-ваемых услуг, комфортности условия проживания и социальной защиты населения в оплате жилищно-коммунальных услуг. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: обеспечить финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий; обеспечить модернизацию основных фондов жилищно-коммунального хозяйства на основе обновления и внедрения новой техники; обеспечить снижение издержек и повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг; усилить социальную направленность политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства; сформировать инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса; оказать государственную поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса; совершенствовать систему управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве

Сроки реализации Программы

2004-2010 годы этап - 2004-2005 годы; этап - 2006-2010 годы

Объемы и источники фи-нансирования Программы

Финансирование, всего - 2 815213 тыс. рублей, в том числе: федерального бюджета - 703676 тыс. рублей - 25% (по согласованию) республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 619234 тыс. рублей - 22% (по согласова-нию) местных бюджетов - 562942 тыс. рублей - 20% (по согласованию) внебюджетных источников 929361 тыс. рублей-33% в том числе: средства предприятий жилищно-коммунального хозяйства - 130 000 тыс. рублей заемные средства - 799361 тыс. рублей

Исполнители Программы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кара-чаево-Черкесской Республики, Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство труда и социального раз-вития Карачаево-Черкесской Республики, Управление Президента Карачаево-Черкесской Республики по инвестиционной политике и внешним связям

Система мероприятий Программы

Система программных мероприятий включает: -инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса; -ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и обеспечение стабильности и достаточного финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; -обеспечение мер социальной защиты семей с низкими доходами при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг; -совершенствование экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере; -формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальном комплекс; -обеспечение эффективного и целевого использования средств республиканского бюджета на модернизацию жилищно-коммунального комплекса; -создание механизмов участия государства и органов местного самоуправления в привлечении предприятиями жилищно-коммунального комплекса долго-срочных заемных ресурсов

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания потребителей, обеспечение надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения, ком-фортности и безопасности условий проживания, соци-альная защита населения в оплате жилищно-коммунальных услуг. Эти цели будут достигнуты за счет оздоровления финансового положения предпри-ятий жилищно-коммунального комплекса, демонопо-лизации и развития конкурентных отношений, совер-шенствования договорных отношений и тарифного регулирования естественных локальных монополий, государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального комплекса

Система организации контроля за реализацией мероприятий Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляют Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, Правительство Карачаево-Черкесской Республики, Административный контроль Государственного заказчика дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств федерального и республиканского бюджетов. Мини-стерство финансов Карачаево-Черкесской Республики контролирует предоставление ресурсов исполнителям в сроки и объемах, утвержденных Программой. Пра-вительство Карачаево-Черкесской Республики еже-годно представляет в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики отчет о ходе исполнения Программы в сроки рассмотрения испол-нения республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики за истекший год



Введение


Настоящая Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Карачаево-Черкесской Республики определяет комплекс мероприятий и качество оказываемых услуг, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, ликвидирующих дотационность жилищно-коммунального комплекса и выводящих его на режим устойчивого достаточного финансирования. Программа направлена на создание комфортных и безопасных условий проживания населения.

Программа предусматривает решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий (техническая составляющая Программы), разработку и широкое внедрение мер по стимулированию жилищно-коммунальных предприятий к эффективному и рациональному хозяйствованию для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей (организационно-экономическая составляющая Программы).

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса характеризуется дотационностью сферы, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергоносителей.

Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий, либерализации цен, жилищно-коммунальная сфера сегодня сама превращается в источник угроз нестабильности социального и экономического развития нашей республики.

Жилищно-коммунальное хозяйство сегодня - это сложнейший производственно-технологический комплекс жизнеобеспечения населения. В нем сосредоточена четверть основных фондов республики, это более 2,5 млн. м2 жилья, 1653 жилых дома, 74 котельных, 16 центральных тепловых пунктов, 380 км тепловых сетей. Это мощные инженерные системы водоснабжения и водоотведения с тысячами километров распределительных сетей: 828 км водопроводных сетей и 495 км канализационных сетей. В отраслевой комплекс входят службы благоустройства и озеленения, ритуального и бытового обслуживания. Это - отрасль, с деятельностью которой каждый гражданин соприкасается ежедневно.

Годовой объем работ и услуг достиг 833 млн. рублей. За год добывается и подается потребителям более 19970 тыс. м3 воды, вырабатывается и реализуется свыше 756 тыс. Гкал тепловой энергии.

При этом износ объектов коммунальной инфраструктуры составляет более 65 процентов, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Количество аварий увеличивается из года в год.

Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют около 20 процентов. Суммарные потери в тепловых сетях достигают до 40 процентов от произведенной тепловой энергии. Перерасход топлива в котельных достигает до 15 процентов.

Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Это еще более усугубляет нехватку ресурсов. Одним из следствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения республики питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Из-за повышенного загрязнения водоисточников традиционно применяемые технологии обработки воды стали в большинстве случаев недостаточно эффективными и не всегда обеспечивают подачу населению питьевой воды, соответствующей по качеству санитарным нормам.

В 2003 году 53 процента аварий водопроводно-канализационных сетей произошли по причинам их ветхости. Дальнейшее увеличение износа сетей и сооружений приведет к резкому возрастанию аварий, ущерб от которых может значительно превысить затраты на их предотвращение.

Более 339 тыс. м2 государственного и муниципального жилищного фонда требуют капитального ремонта, реконструкции и модернизации, что составляет 14% жилья в республике, в этом фонде проживает около 28 тыс. человек. В результате прошедшей стихии в 2002 году значительно увеличилось количество ветхого и аварийного жилищного фонда. Рост ветхого жилищного фонда обусловлен еще и тем, что в структуре расходов на жилищно-коммунальное хозяйство удельный вес капитального ремонта составляет 0,4 процента при нормативной потребности 4-5 процентов.

В ред. постановления Правительства КЧР от 16.09.2004 N 218 RU 09000200400264

Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов оптимизации структуры тарифов, снижения нерациональных затрат материально-технических ресурсов.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и межотраслевом характере возникших проблем, для преодоления которых требуется взаимосвязанная по направлениям и уровням программа действий.

2. Организационно-экономическая модель реформирования отрасли


Мероприятия Программы в сочетании с мерами по совершенствованию жилищного строительства, развитию институтов жилищного финансирования и созданию инфраструктуры рынка жилья направлены на переход к новой экономической модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса.

Основой экономических отношений в отрасли в настоящее время остается система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса. Основными причинами существующих проблем жилищно-коммунального хозяйства являются: хронический дефицит финансирования, дотационность отрасли, плановая убыточность работы отрасли, отсутствие у потребителей возможности влиять на качество получаемых услуг, высокий уровень затратности, обусловленный изношенностью оборудования и инженерных систем.

Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий. Это, во-первых, приводит к ситуации, в которой конечными получателями субсидий выступают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами. Во-вторых, такая система не гарантирует доведение средств бюджета до граждан - конечных получателей субсидий. И в-третьих, расчет необходимого размера дотаций в отсутствие полноценного понятия цены услуг носит субъективный, непрозрачный характер.

Порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги устарел и не сопровождается адекватной системой контроля за уровнем производственных издержек, в том числе аудитом, не отражает объективных финансовых потребностей в развитии предприятий и замене изношенных основных фондов. Система определения рентабельности деятельности коммунальных предприятий сохранилась со времен планового хозяйства и не гарантирует достаточной прибыли для возврата капитала, вкладываемого в жилищно-коммунальную сферу.

В силу этого отмеченные негативные явления не только не ликвидируются, но и продолжают нарастать.

Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.

Основной идеей экономической модели реформирования жилищно-коммунального комплекса является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.

Будет ликвидировано существующее разделение направлений бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства. Главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные потребители их услуг - граждане. А бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет прекращено).

Перевод отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволят:

-перейти на полную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии;

-потребителям непосредственно влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг;

-производить конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене;

стимулировать энергоресурсосбережение как со стороны жилищно-коммунальных предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»