Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Безопасность образовательного учреждения" на 2005-2008 годы |
Основание для разра-ботки Программы: | Решение Правительственной комиссии Рос-сийской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспе-чению пожарной безопасности от 29. 08. 2003 N 5, решение коллегии Министерства образо-вания Российской Федерации от 25.11. 2003 |
Государственный заказ-чик Программы: | Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики |
Основные разработчи-ки Программы: | Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики во взаимодействии с |
Цели и задачи Програ-ммы: | Целью Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности пу-тем повышения безопасности жизнедеятельно-сти: предотвращение пожаров, электрической и технической безопасности зданий, сооружений образовательных учреждений всех типов и ви-дов на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечение отечественной производительной базы Задача, решаемая в рамках Программы: реализация государственной политики и тре-бований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безо-пасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохра-нение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей |
Сроки реализации Про-граммы: | 2005-2008 годы |
Перечень основных ме-роприятий: | Организационное обеспечение реализации Программы: оснащение современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаро-тушения образовательных учреждений; обучение, повышение квалификации, подго-товка и переподготовка кадров по пожарной безопасности |
Основные исполнители Программы: | Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики; ; Министерство промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики; органы местного самоуправления (по согласо-ванию); образовательные учреждения |
Объемы и источники финансирования: | Общий объем финансирования Программы-всего - 451866,6 тыс. рублей, в том числе суб-сидии из федерального бюджета в размере 180746.7 тыс. рублей, из республиканского бюджета 271119,9 тыс. рублей в том числе по годам, тыс. рублей: Итого Федеральный Республиканский 2005 44537,8 15335,1 29202,7 2006 110709,5 46763,8 63945,7 2007 150409,9 60164,0 90245,9 2008 146209,4 58483,8 87725,6 |
Ожидаемые конечные результаты от реализа-ции Программы: | Повышение безопасности образовательных уч-реждений, снижение риска возникновения по-жаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей, экономия на этой основе госу-дарственных расходов и получение социально-экономического эффекта |
Республиканская целевая программа "Безопасность образовательного учреждения" на 2005-2008 годы
Республиканская целевая программа "Безопасность образовательного учреждения" на 2005-2008 годы (далее - Программа) разработана во исполнение решения Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации от 29.08.2003 N 5, решения коллегии Министерства образования Российской Федерации от 25.11.2003
Сущность проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
Безопасность образовательного учреждения - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных происшествий.
Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными остаются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Названные виды являются взаимозависимыми и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.
Материально-техническое оснащение образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности образовательных учреждений, нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля со стороны руководителей и специалистов за поддержанием их в исправном состоянии.
Наиболее проблемными, требующими вмешательства органов исполнительной власти республики, остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых средств.
Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования являются:
слабые знания и навыки поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случае пожаров;
отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре;
неукомплектованность объектов первичными средствами пожаротушения;
эксплуатация с нарушением требований норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены;
невыполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации;
отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность.
Органы местного самоуправления (особенно дотационные) не могут в полной мере профинансировать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений без финансовой поддержки из республиканского бюджета.
Практическое отсутствие средств на поддержание системы безопасности образовательных учреждений на должном уровне приводит к увеличению числа несчастных случаев и пожаров, которые наносят не только материальный ущерб, но и приводят к гибели людей. Так, в апреле 2003 года на объектах образовательных учреждений Российской Федерации произошло два пожара, приведших к групповой гибели обучающихся и воспитанников. В связи с трагическими событиями в средней школе Республики Саха (Якутия) и школе-интернате для глухонемых детей в г. Махачкале Республики Дагестан были проведены проверки противопожарного состояния образовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики.
Анализ состояния дел с пожарной безопасностью в образовательных учреждениях республики вызывает серьезные опасения.
Всего за три последних года в республике на объектах образования произошло 13 пожаров, материальный ущерб от которых составил 123,0 тыс. рублей.
Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна, она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой.
Для решения этой проблемы необходимы целенаправленные, скоординированные действия органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления, образовательных учреждений.
Основные цели и задачи, сроки реализации Программы
Целью Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений и образовательных учреждений всех типов и видов на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
В рамках настоящей Программы должна быть решена основная задача - реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей, включая решение следующих вопросов:
оснащение образовательных учреждений всех типов и видов современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
обследование технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений, их паспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по ее повышению до требований существующих норм и правил;