Недействующий

Об утверждении республиканской целевой программы "Экологическая безопасность в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2013 годы" (утратило силу на основании постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.04.2014 N 106)

1. Характеристика проблемы


В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В условиях реформирования экономики, наметившегося подъема производства вопросы охраны окружающей среды приобретают особое значение. Состояние окружающей среды в Карачаево-Черкесской Республике остается напряженным, а уровень ее загрязнения достаточно высоким.

В этих условиях возрастает актуальность определения причин и источников негативного воздействия на окружающую среду и проведения ряда мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации в республике.

Для успешного решения проблем восстановления нарушенного баланса среды обитания населения необходимо определить наиболее опасные для существования человека загрязняющие факторы, устранение которых даст наибольший эффект, а также обозначить актуальные проблемы безопасности среды обитания человека.

Проведенная в этих целях инвентаризация источников и объектов загрязнения окружающей среды на территории Карачаево-Черкесской Республики показала, что одной из серьезных экологических проблем республики остается проблема хранения, переработки, утилизации и обезвреживания твердых бытовых отходов, ликвидация накопленного экологического ущерба.

Наиболее "весомый вклад" в загрязнение и отравление среды обитания человека вносят стихийно загрязненные твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) территории, постоянно генерирующие токсичные газовые выбросы. Эти нарушения экологического баланса в атмосфере приводят к формированию процессов вторичного синтеза токсичных химических веществ и опасных биологических агентов, приводящих к отравлению воды, почвы, атмосферного воздуха.

Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации отходов приводит к увеличению их объемов, размеров занимаемой ими территории, росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почв, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха. Практически по всей территории республики наблюдается катастрофическая ситуация со сбором, вывозом, переработкой и утилизацией отходов. Во многих населенных пунктах отходы не вывозятся неделями, иные природоохранные мероприятия практически не проводятся. Все это не может не сказаться на устойчивом развитии республики как региона с уникальными бальнеологическими ресурсами, туристско-рекреационными возможностями и большим сельскохозяйственным потенциалом.

Постоянное население Карачаево-Черкесской Республики производит около 200 тысяч тонн ТБО в год.

Санкционированные места для размещения ТБО (полигоны ТБО), отвечающие экологическим требованиям, практически отсутствуют и зачастую, из-за их отсутствия, население вывозит отходы либо на окраины населенных пунктов, либо в поймы рек. Не организована вторичная переработка отходов.

В связи с этим, в первоочередном порядке необходимо решать вопрос строительства отвечающих природоохранным и санитарным требованиям полигонов ТБО и организации вторичной переработки и утилизации отходов по всей территории республики.

Особенно это касается второго по величине и по населению города республиканского значения - Карачаевска. На его подведомственной территории находятся такие населенные пункты, как Теберда, Домбай, а также Тебердинский государственный биосферный заповедник.

Повышенного внимания требуют такие районы, как Малокарачаевский, Зеленчукский и Урупский. Это обусловлено тем, что перевозка ТБО с данных районов на иную территорию экономически нецелесообразна ввиду их отдаленного местоположения. В Урупском и Зеленчукском районах сосредоточена значительная доля лесного фонда, который требует особого внимания в процессе обращения с отходами на данной территории. В Урупском районе берут истоки множество рек, относящихся к водным объектам питьевого значения. Отрицательное влияние на экологическую обстановку Урупского района оказывает хвостохранилище первой очереди ЗАО "Урупский ГОК", выведенное из эксплуатации более пятнадцати лет назад и переданное администрации Урупского района. Малокарачаевский район относится к особо охраняемому эколого-курортному региону Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды. Имеющийся на территории района гидроузел (Эшкаконский) снабжает питьевой водой 2 региона - Ставропольский край и Карачаево-Черкесскую Республику.

Вопрос размещения отходов остро стоит во всех муниципальных образованиях республики, однако, в связи с их значительной затратностью обозначенные проблемы необходимо решать программно-целевым методом на республиканском уровне, так как муниципальные образования не в состоянии осуществлять их самостоятельно.

Данная Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на решение вышепоставленных задач, являющихся на сегодняшний день одними из приоритетных на территории Карачаево-Черкесской Республики, и осуществление которых направлено на обеспечение благоприятной окружающей среды, устойчивое функционирование естественных экологических систем, улучшение состояния здоровья населения.

Таким образом, есть основания для вывода о том, что использование программно-целевого подхода при реализации государственной политики по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности окажет существенное влияние на сохранение качества окружающей среды в Карачаево-Черкесской Республике, что с учетом необходимости устранения отмеченных негативных явлений обуславливает целесообразность принятия Программы.

Раздел в ред. постановления Правительства КЧР от 18.10.2011 N 351 RU 09000201100409